Для начала посмотрим на наш календарь. Начинаем чемпионат в августе и потом в декабре уходим на четырехмесячные каникулы, возобновляем турнир в середине марта или в начале апреля и финишируем в мае. Потом снова каникулы. Получается такая арифметика: играем четыре месяца - не играем столько же времени – играем два месяца - и не играем примерно такое же время. В итоге имеем: играем 6 месяцев и не играем тоже 6 месяцев. В Европе, да и на других континентах, игровых месяцев набирается 9-10.
Вопрос первый: “Играя 6 месяцев в году, можно ли подняться до уровня тех, кто играет 9-10 месяцев”?
Теперь посмотрим по какому календарю играли до перехода на систему “осень-весна”. Начинали чемпионат в марте (в начале или в середине) и играли практически без длительных каникул до конца ноября. Получается, восемь с половиной – девять месяцев активной игры без длительных перерывов и три зимних месяца на отдых и подготовку к следующему сезону.
Вопрос второй: “Какая из двух этих систем более приемлема для нашей страны с учетом ее климатических условий” ?
Во всех крупных футбольных странах в главной лиге выступают 18-20 команд. В нашей - самой большой – в Премьер-лиге играют 16 . В чемпионате наши команды играют 30 матчей, во всем остальном мире – 36-40, а то и больше матчей.
Вопрос третий: “Почему мы играем меньше других, почему в нашей главной лиге не 18 или 20 команд, а именно 16 (между тем, ни в одной стране мира, если не ошибаюсь, нет столько профессиональных команд как в нашей)”?
Насколько помнится, переход на систему осень-весна объяснялся тем, что ранней весной наши ведущие команды, выступающие в евротурнирах , вынуждены были , не имея игровой практики, состязаться с теми, кто находится в игровом тонусе.
Вопрос четвертый: “С переходом на новую систему изменились ли в лучшую сторону показатели наших команд в евротурнирах”?
А теперь представим себе что: чемпионат мы начинаем в середине марта и заканчиваем в ноябре, в Премьер-лиге 20 команд и играем не один раз в неделю, а два, как в Англии, Испании, Германии, Италии, Аргентине Бразилии … В перечисленных странах команды, играя чуть ли не каждую неделю по два матча, не умирают от усталости, а, по мнению многих футбольных экспертов, да и самих игроков, такой график помогает оптимально поддерживать игровой тонус футболистов. Послушаешь наших тренеров, разве что кроме Черчесова, то две игры в неделю выбивают их и футболистов из привычной колеи и, в конечном счете, отрицательно сказываются на их результатах.
Вопрос пятый: “Неужели наши футболисты настолько физически уступают другим, что не в состоянии играть в том режиме, в каком играют во многих других странах”?
Больше всего удивляет то, что поднятые здесь вопросы волнуют абсолютное большинство российских любителей футбола и, как это ни печально, судя по абсолютному бездействию чиновников, в ближайшее время ожидать каких-то перемен просто не приходится. Но, однако же, если хотим не опозориться на домашнем чемпионате мира 2018 года, если хотим, чтобы наши ведущие клубы входили в элиту европейских клубов, то руководству футбола России придется через “не хочу” начинать работать по-другому - и чем скорее, тем лучше. Строить крытые стадионы, по крайней мере, в тех городах, чьи команды представлены в Премьер- лиге, или же вернуться к старой системе проведения чемпионата – на сегодняшний день, пожалуй, это самое актуальное и неотложное.
Приходить на стадион в пальто и смотреть “фигурное катание” на футбольном поле - это далеко не то, чего хочет и заслуживает российский футбольный болельщик. Он достоин большего…
Рамазан Ашинов
|