Уже не первую неделю Роман Широков без ограничений тренируется с основным составом «Спартака» и, судя по всему, готов в ближайшее время выйти на поле.
Наши тренеры любят говорить, что хорошему игроку в команде всегда найдется место. Но это лишь слова, а на деле вписать нового исполнителя в уже отстроенную модель в разгар сезона непросто, особенно если это такой игрок, как Роман Широков.
Мы давно знаем Романа, помним разные этапы его карьеры: от спортшколы ЦСКА до сборной России. Например, помним, как Дик Адвокат и Гус Хиддинк старались сделать из него защитника, потом – опорного хавбека. Получалось не очень, хотя Роман и старался. В отборе он действительно играет неплохо, но не умеет принимать простых решений. А как гласит старая футбольная мудрость, техничный защитник – беда команды. Неудачный обостряющий пас Романа от своих ворот в первом же матче ЧЕ-2008 до сих пор перед глазами, как и последовавший за ним гол испанцев.
Широков футболист системообразующий: или нужно строить через него игру, или вообще не выпускать на поле. Он многого добился и доказал право на свое видение футбола. Меняться он не станет, да и поздно уже. Роман хорош умением отдать своевременный пас, принять нестандартное решение и тонко исполнить задуманное. «Зенит», где он провел последние шесть сезонов, исповедовал атакующий комбинационный футбол с акцентом на владение инициативой и мячом – именно то, что нужно Широкову. Но с появлением новых исполнителей (прежде всего Халка и Витселя) стиль питерцев стал меняться, после чего Роман и почувствовал себя лишним.
Теперь давайте задумаемся о том, что ждет Романа в «Спартаке». Красно-белые при Мурате Якине играют в довольно простой футбол, стараясь максимально быстро преодолевать середину поля и доводить мяч до Артема Дзюбы.
Атаки по флангам разгоняют Квинси Промес и Хосе Хурадо (или Дмитрий Комбаров), стараясь завершать нехитрые комбинации кроссами в штрафную. Если играют Тино Коста или Денис Глушаков, то они поддерживают атаки по центру, но в последнем матче их не было, а Ромуло и Ким Чельстрем занимались в основном разрушением. В такой игре Широкову делать особенно нечего, разве что подменять Глушакова, который и становится его главным конкурентом.
Другое дело, что тактический минимализм может быть вызван не столько тренерским кредо Якина, сколько кадровой ограниченностью. Мы видим, что поиски идеальной тактики и правильных сочетаний продолжаются: Якин постоянно пробует новые варианты. Продолжаются эксперименты с количеством защитников, меняется состав хавбеков. А вот отсутствие в атаке альтернативы Дзюбе снижает вариативность. Похоже, тренер окончательно не определился с тактическим набором и ждет, когда в его распоряжение поступят Широков, Коста и Юра Мовсисян.
Как может измениться игра «Спартака» с появлением Широкова? Если Якин сделает на него ставку, то красно-белые могут отказаться от максимально быстрого преодоления центра поля и настаивать на контроле мяча. Треугольник Глушаков (Коста) – Широков – Чельстрем (или Ромуло) выглядит интересно и перспективно. Примерно так, только без Широкова, Якин начинал чемпионат, но отказался от этой схемы после травмы Косты. Аргентинец уже в строю и Широков на подходе. Правда, в таком случае придется вернуться к варианту с четырьмя защитниками, дабы высвободить дополнительную вакансию хавбека.
В комбинационной игре по-новому могут раскрыться Хурадо, Жано Ананидзе и Павел Яковлев, а уж Комбаров и Дзюба точно будут чувствовать себя как рыба в воде. Другой вопрос, насколько комфортным окажется такой футбол для Промеса, Косты и Мовсисяна: они привыкли к более индивидуальной игре. Оговоримся, что доверять бразды правления Широкову можно лишь после того, как он обретет должные физические кондиции. Все же Роман более полугода был вне игры.
Итак, возвращение в российский футбол Широкова сулит нам новую интригу. Роман один из лучших отечественных футболистов, а его игра – украшение нашего чемпионата. Как он изменит игру «Спартака», мы узнаем в ближайшее время. Но в любом случае это будет интересно.
Георгий Олтаржевский
|