- Как вообще попали в кино?
- Кто-то из помощников Магитона увидел, как я играю на Ширяевке. Пригласил на съемки.
- Где они проходили?
- В Гомеле. Поселили нас, десять мальчишек из Москвы, прямо на центральном стадионе. В одном из подтрибунных помещений поставили десять кроватей, рядом комната пионервожатой. В свободное от съемок время директор арены разрешал нам играть на главном поле. Зеленом - травинка к травинке! Для нас это было счастье!
- Из тех мальчишек кто-то стал еще футболистом?
- Кажется, нет.
- На что потратили гонорар за съемки?
- 110 рублей, которые мне заплатили, отдал маме. Но с одним пожеланием - чтобы купила транзистор. И на эти деньги действительно приобрели приемник "Сокол".
- Смокинг, полученный как джентльмену года, сохранился?
- Висит в шкафу. Облачался в него только на саму церемонию.
- А галстук по какому поводу последний раз надевали?
- Сразу и не вспомнишь... Давно! Борька Поздняков как-то ляпнул: "Федор, не надевай больше костюм". Я задумался - почему он сказал? Не умею костюм носить? Или галстук неправильно повязал? В общем, с того дня не ношу ни то ни другое.
- Правда, что не любите праздновать день рождения, потому что он совпадает с датой смерти Высоцкого?
- Правда. Для меня 25 июля - больше день памяти великого артиста, чем повод для собственного торжества.
- С Высоцким были знакомы?
- К сожалению, нет. Из мира искусства общался лишь с Александром Фатюшиным да с Исааком Семеновичем Магитоном. Честно скажу - я не театрал. Даже кино смотрю редко.
- Пару лет назад вас встретили на стадионе перед матчем "Спартак" - "Зенит". Вы сказали, что ждете друга, артиста Большого театра. Что за друг?
- Оперный певец Николай Семенов. Родом из Сибири. Классный мужик. Познакомились на футболе - он спартаковский болельщик. Николай приглашал меня в Большой на свое выступление, а я - зазвал его на футбол.
- Лет пятнадцать назад в Одессе цыганка предложила вам загадать три желания. Два из них исполнились уже в течение следующей недели. А как насчет третьего?
- Пока не сбылось. Но надежды не теряю. Это желание срока давности не имеет.
- На футбол ходите по пропуску? Или вахтеры узнают?
- Клуб ветеранов "Спартака" выдает пропуск. Но в этом году был всего на трех матчах. Неуютно на трибуне.
- Отвлекают?
- Не поэтому. Как специалисту мне хочется спокойной обстановки, надо видеть тонкости. А на стадионе захватывает ажиотаж, я начинаю болеть, радоваться, вскакивать... Борюсь сам с собой, раздваиваюсь. Потому стоишь перед выбором: либо идти в ложу к фанатам, либо в правительственную.
- И там, и там вас охотно примут.
- Благодарю вас...
- Молодые спартаковские болельщики Федора Черенкова ни с кем не путают?
- Как появляюсь на стадионе, люди тут же с фотографиями тянутся. За автографом. Около восьмого подъезда Лужников чаще всего подходят.
- Игра нынешнего "Спартака" симпатична?
- После романцевского "Спартака" никак не мог понять новую команду. Особенно - с зарубежными тренерами - Скалой, Старковым. Но прошло какое-то время, и я оценил западный подход к футболу. Даже во Франции до меня это не доходило.
- Что именно?
- Принципы индивидуального футбола. Стал находить красивые стороны и в такой игре. Все благодаря телевизору. С трибуны разобрать это было сложно. Сейчас в России - футбол эпизода.
Скажу больше: прежде не было такого, чтоб я вскакивал, наблюдая матч по телевизору. А теперь вскакиваю! Вот это, думаю, прогресс!
- Игра команды при Черчесове ближе к спартаковским идеалам?
- Да. Но здесь заслуга двух тренеров - Владимира Григорьевича Федотова и Станислава... С отчеством у меня проблемы...
- Саламовича.
- И Станислава Саламовича Черчесова. Они вдвоем создали современный "Спартак". Привили игру, которая зрителям все интереснее и интереснее. Здорово выглядели в Петербурге, в обоих матчах с "Селтиком"...
- Когда "Спартак" станет чемпионом?
- Глядя на последние игры - оптимизма мало. Больше верю в сборную. Нравится ее игра. И в матче с Андоррой бросилось в глаза старание, хоть многое не получалось. У Сычева не клеилось, но как он старался! Как превозмогал себя Зырянов!
- Как строится ваш обычный день, если нет игр за ветеранов?
- По-разному. Могу проснуться в три часа ночи, а могу - в восемь утра. Встану, позавтракаю, устрою самостоятельную тренировку. Бывает, вместо тренировки еду в клуб по делам, обедаю... Хотел сказать - "ложусь спать", но сейчас от режима футболиста с дневным сном отхожу. Вместо этого иногда кросс бегаю. Фондом развития футбола имени Родионова и Черенкова нынче меньше занимаюсь, мне помогает Володя Малахов (руководитель фонда. - Прим. "СЭ"). Словом, в первой половине дня у меня "Спартак", а во второй - дом. Хозяйство.
- Во дворе играете?
- В последнее время - почти нет. В ближайшую субботу только съезжу в Перово. Друзья меня в Турнире дворовых команд заявили, говорят: "Давай, Федор, стимулируй подъем футбола". Посмотрим, что получится. Хотели как тренера использовать, но я лучше сам поиграю.
- В вашем дворе дети гоняют мяч?
- Еще как! Меня это так радует! В нашем дворе две школы - одна из них та самая 239-я, в которой я начинал учиться. Она за заборчиком, там хорошая площадка. В выходные и дети бегают, и взрослые. В другой школе, 911-й, дети вообще каждый день играют. И на гандбольной площадке, и на большом поле.
Вспоминаю историю из собственного детства. Мне было годика три, возился с мячом в кунцевском дворике. Незнакомый мужчина, увидевший мои игры, как-то нашел нашу квартиру. Пришел и подарил мяч. Мой самый первый мяч. Сам я довольно смутно помню, родители рассказывали...
- В родную школу зовут выступить?
- Я не мастер слова и на такие приглашения не откликаюсь. Но мне в школе посвящена целая экспозиция. Хоть давно там не был.
- Что за кольцо у вас на пальце?
- Рассказываю - первое обручальное кольцо потерял в 79-м году в Марокко. На футбольном поле слетело с пальца. Искали всей командой, но не нашли. Что делать, заказал новое кольцо. А прошло время, в церкви купил себе и жене два таких, серебряных. С надписью "Спаси и сохрани".
- Сейчас вы женаты?
- Разведен.
- Вам дома не одиноко?
- Раньше страдал от одиночества. Теперь - нет. В марте вышел из больницы - с тех пор не знаю, что такое одиночество. Все время рядом кто-то есть.
- Чего еще ждете от жизни, Федор?
- Я умею и люблю ждать. Но придумывать ничего не хочу. Что есть, то есть. Нового года вот жду.
- Самые необычные обстоятельства, при которых встречали Новый год?
- Любил встретить в семье, но редко получалось. Лучшая новогодняя ночь, которую вспоминаю часто - когда сидели втроем: я, жена и ее сын Денис. Очень душевно. Не забыть еще один Новый год. Встретил его со "Спартаком", за границей.
- На каком-то турнире?
- Да. Ездили в Германию и Швейцарию. Закончился сезон 89-го года, стали чемпионами, поехали подряд по четырем зарубежным турнирам. И мы все четыре выиграли, представляете?
- Четыре?!
- Да. Хозяева придумывали собственные правила, все площадки были разного размера, ворота тоже, судьи местные... После третьего турнира, казалось, сил уже не осталось, выложились страшно. Я тогда капитаном команды был, говорю: "Что ж мы натворили? Три турнира выиграли, никогда такого не было!" Тут Валерка Шмаров голос подал: "А четыре слабо?" Думаю: вот молодец! Давай попробуем!
Выиграли и четвертый. Нам кубок дали - размером почти с Кубок УЕФА. И гигантскую бутылку шампанского. Литров пять, не меньше. Новогоднюю ночь отмечали в гостинице - и эта бутылка нам очень пригодилась.
- Хватило?
- Нет. Пришлось еще покупать. Олег Иваныч, кстати, не пришел. Он же главный тренер, все понимал. Да мы его и не приглашали.
- Денис, сын бывшей жены, к футболу отношение имеет?
- Нет. Денису 21 год. Давным-давно в "Ералаше" снимался. Сейчас доучивается в автомобильном институте и работает в страховой фирме. Мне его так жалко...
- Почему?
- Столько сидеть за компьютером - уму непостижимо! Хотя без компьютера уже никуда. Я на днях пенсию оформлял, убедился.
- Муторное дело?
- Ох, не то слово. Если лично сам все бумаги не разнесешь, с мертвой точки ничего не сдвинется. Мы от бюрократизма, а он - к нам. Хорошо, что пешком хожу без автомобиля. Сколько времени экономится! Я на воздухе, двигаюсь.
Знаю, вы уже устали со мной разговаривать, а я вас буду до конца мучить. Хотел полчасика посидеть, а уже третий час пошел...
- Что вы, Федор Федорович. Большое удовольствие с вами общаться.
- Сейчас скажете: "Надоел нам Федор, пойдемте-ка по соточке, для бодрости..."
- Вы же не пьете?
- Не пью. Но - могу!
...Потом мы прошлись по редакции. Вручили свой подарок, памятный знак "Клуба 100", - не все ж принимать дары от единственного народного футболиста.
"Спасибо, вы подняли мне настроение", - сказал Черенков. Попрощался - и не спеша зашагал к метро.
Источник: http://www.sport-express.ru
|