В интервью пресс-службе красно-белых нападающий «Спартака» Зе Луиш рассказал о своем детстве в Кабо-Верде, карьере в Португалии и жизни в России.
МАТАДОР
— Знаем, что вас называют матадором. Расскажите, как у вас появилось это прозвище.
— О, еще в Португалии. Когда играл в своем первом клубе, в «Жил Висенте», меня там прозвали матадором.
— Почему же?
— Наверное, болельщикам нравилось, как я играл, потому что много забивал. Вот они и выбрали подходящее прозвище.
— А как матадор попал в Португалию?
— Это интересная история. Все свое детство провел на берегу атлантического океана в Кабо-Верде, на острове Фогу. А когда мне исполнилось 16 лет, впервые поехал в Португалию, хотел остаться там, чтобы играть в футбол. Но у меня не получилось: по законодательству этой страны несовершеннолетний иностранец может переехать туда, только если у него там есть родственники. У меня никого не было, поэтому пришлось вернуться в Кабо-Верде. Но уже с 18 лет я стал жить и работать в Португалии.
ФОГУ
— Расскажите, как прошло ваше детство.
— Кабо-Верде состоит из десяти маленьких островов. Поэтому получается так, что каждый житель с рождения живет на берегу океана. Там самое красивое небо, которое простирается над действующим вулканом. Представьте: островки яркой зелени среди серой застывшей лавы. И синее-синее небо наверху, и синий-синий океан вокруг. Я родился и вырос на острове Фогу, «острове огня». А теперь Кабо-Верде стало местом, где люблю проводить свой отпуск.
— В Кабо-Верде много туристов ездят специально, чтобы пройти по внешней стороне вулкана Фогу. Вы, когда были маленьким, наверняка поднимались на вулкан?
— Удивлю вас, но нет, никогда не поднимался. Мне всегда было боязно. Вершина вулкана — это около трех тысяч метров. Все-таки, чтобы подняться на такую высоту, надо иметь смелость и хорошие физические кондиции, потому что сделать это не так легко. Несколько раз поднимался в небольшие города, которые находятся поближе к вершине вулкана.
— Города возле действующего вулкана?..
— Да. Вот недавно там было небольшое извержение и землетрясение. И лава в этом году практически стерла с земли те поселения, которые находились рядом с вершиной, сожгла все плантации виноградников. Люди, которые там жили, сильно пострадали, потеряли работу, оказались в очень трудном положении.
Наша семья живет далеко от вулкана, там не так опасно. Но все находится в руках Господа Бога. От Фогу всего можно ожидать.
— Вы о нем прямо как о живом говорите.
— Конечно, он и есть живой. У нас даже на острове на всех машинах приклеены наклейки «Всё в руках Бога». Потому что люди там постоянно живут в большой опасности. Но они верят, что Господь Бог им поможет.
ФУТБОЛ НА ОСТРОВАХ КАБО-ВЕРДЕ
— Глядя на вас, можно подумать, что все кабо-вердийцы от рождения футболисты.
— Так как в Кабо-Верде нет практически ничего, чем могли бы заниматься дети, футбол на островах становится главным развлечением — конечно, после встреч с туристами. (Улыбается.) На Фогу с мячом играют везде и всегда — на песке у океана, на улицах у домов... Это радость для всех.
— Когда вы поняли, что хотите стать футболистом?
— С самого детства любил играть с мячом. Даже уроки пропускал в школе для того, чтобы погонять мяч. Получил много шлепков от мамы за то, что не оставлял футбол. Но этот вид спорта для меня всегда оставался самым главным. Мама же хотела, чтобы у меня было хоть какое-то образование. Потому что это единственная возможность пробиться — и пойти дальше по жизни. В Кабо-Верде не было никакой инфраструктуры для футбола, не было спортивной школы. Поэтому мама желала, чтобы я получил другую профессию.
Но так случилось, что на Фогу приехал представитель футбольной академии с соседнего острова, для того чтобы набрать к себе учеников. И меня взяли в ту спортивную школу. Стал часто ездить на другой остров. А потом, еще будучи в детском футболе, с ребятами выступал на соревнованиях в Италии и во Франции. Так потихонечку начал свой футбольный путь.
— Ваши родители до сих пор живут на острове?
— Да. Раньше мой отец был плотником. Мать же практически всю жизнь занималась домом, а в последние годы работает уборщицей в школе. Родители переезжать никуда не собираются. Они уже в возрасте. К тому же наш народ очень любит острова, поэтому кабо-вердийцев обычно трудно сдвинуть с места.(Улыбается.) Но мои мама и папа иногда путешествуют.
ВДАЛИ ОТ СЕМЬИ
— Кстати, о вашем путешествии в Португалию. Там вы быстро заявили о себе. Какой момент вашей карьеры был самым непростым?
— Поначалу в Португалии мне было очень тяжело. Когда оказался там один, был еще совсем молод, плакал каждый день. На Фогу мы привязаны к своим близким. В Португалии очень хотел к маме и к папе, остро ощущал дистанцию между нами.
Еще было непросто привыкнуть к разнице в климате, к температуре воздуха. А вот что касается самого футбола, то там никаких проблем у меня не было. С молодежной командой участвовал в чемпионате Португалии — и быстро адаптировался.
Мама с детства учила меня быть амбициозным, идти только вперед. Говорила, что нельзя сдаваться. И это мне очень помогло. Да, я сильно расстраивался, потому что находился вдали от семьи, но никогда не отступал от своих целей.
— Когда вы приехали в Москву, то вам было уже проще?
— Трудно сравнивать. Здесь, конечно, тоже было нелегко. Сначала случились проблемы с моей дочкой. Сильно испугался в тот момент, волновался за нее. Но, как говорится, беда не приходит одна — и практически сразу еще и получил травму. Спасибо Господу Богу, что помог справиться со всем: сейчас и с принцессой все в порядке, и я здоров. Стараюсь теперь забыть обо всем, оставить все трудности в прошлом и концентрируюсь только на будущем.
— Семья у вас большая?
— Супруга, дочка и маленький сын. Жена у меня из Португалии. Сейчас она находится там с детьми. Дочке в феврале будет четыре годика. А сын еще совсем маленький. Ему только десять месяцев. Супруга постоянно присылает мне фото и видеозаписи, рассказывает обо всем, чем они занимаются, мы разговариваем по телефону по нескольку раз в день.
— Как родители отнеслись к вашему переезду в Москву?
— Они были очень довольны.
— Наверное, потому то сами путешественники?
— (Улыбается.) Мама и папа здесь никогда не были. И понятия не имеют, где эта Москва, где находится Россия. Они не представляют, что такое — быть в другой стране, потому что сами никогда надолго не оставляли свой дом. Планирую, что родители приедут ко мне в гости. Но нужно дождаться, чтобы здесь потеплело, чтобы они не чувствовали большой разницы в температуре воздуха.
— Вы недавно в Москве участвовали в проекте ЛУКОЙЛа «Одна команда», в котором на бензоколонке перевоплотились в сотрудника АСЗ. Не замерзли, заправляя машины? Провели на улице много времени.
— (Улыбается.) Нет. К холодам уже почти привык. А в проекте было забавно поучаствовать. Мне понравилось. Первый раз надел на себя комбинезон работника бензоколонки. Было интересно заправлять машины.
— Из всех спортсменов, участвовавших в проекте, вы получили от клиентов заправки самые большие чаевые.
— Очень удивился этому. Возможно, понравился им. Вообще люди в России ко мне хорошо относятся, еще ни разу не сожалел о том, что приехал сюда. А что меня поразило здесь с первого дня, так это то, что все живут свободно, без напряжения. Иногда даже немного безответственно. Люди расслаблены. С понедельника по воскресенье — сплошной праздник. Нет разницы между выходными и буднями.
ПРАЗДНИК
— Подарите болельщикам футбольный праздник — в воскресенье в игре с «Краснодаром»? Вы с этой командой уже встречались.
— Да, вспоминаю поединок в Краснодаре. Матч был в тот период, когда «Спартак» набирал обороты. И все получилось здорово, мы победили. Дома же мы должны показать свою лучшую игру. У нас для этого есть все возможности.
У красно-белых сейчас непростой этап. Но самое главное, что мы постоянно общаемся с тренерским штабом, и очень важно, что поняли свои ошибки. Команда уже их осознала и постарается в ближайшее время исправить. Уверен, что мы это сделаем и поднимемся на более высокое место в турнирной таблице.
— Почему не сумели дома одолеть «Урал»?
— Дело не в тактике, не в подготовке, а, как мне кажется, в менталитете игроков. В футболе трудно объяснить такие моменты. Но это случается не только со «Спартаком», подобное происходит со многими клубами. Сильнейшие команды уступают середнякам и аутсайдерам. Все дело в голове, в настрое футболистов. Нам необходимо менять свой образ мыслей.
Правда, здесь нужно рассматривать и другую сторону вопроса. Когда проходит дерби, матч с топовой командой, то и соперники играют, и нам дают играть. А встречаясь с середняками и аутсайдерами, нам трудно предугадать, как они будут себя вести на поле. В большинстве случаев оппоненты практически всем составом уходят в оборону и пытаются поймать на контратаках. Нам надо серьезно настраиваться на такие команды, потому что они мотивированы не на сто, а на двести процентов.
— С «Тереком» — та же самая история?
— Простых игр сейчас нет. И, конечно, «Терек» знал о наших результатах в чемпионате и наверняка пересмотрел все матчи с нашим участием, нашел наши слабые стороны. Поэтому — да, нам нужно было быть предельно внимательными. Увы, мы не смогли показать свои лучшие качества и уступили.
— Пока у вас лишь два гола в Премьер-Лиге. Наверняка это не тот результат, на который вы рассчитывали…
— Конечно. Однако уверен, что еще буду забивать. Просто были трудности в адаптации. Немного «опоздал» с подготовкой к чемпионату, появился в «Спартаке» поздно, когда команда уже была практически готова, поэтому мне пришлось добавлять еще в физических кондициях. Но я спокоен. Самое главное — чувствую, что способен забивать. И скоро вы это увидите.
|