Он, Карпин, фартовый, смелый. Он один умел справляться с этой спартаковской сборной командой разноплеменных индивидуалистов.
«Сартакианство, с его историей и своеобразным миром, с его невероятно многочисленным болельщицким населением, с его плодотворным для конкретной постановки тактики и игры смешением рас и футбольных культур - далеко не исчерпало свои игровые возможности, и мы обязательно придём к чемпионству. Да и что такое вообще история футбола , как не летопись реально-чудесного спартакианства» - В.Карпин, январь 2014г.
Карпин бы спокойно пережил "Тосно", как пережил в своё время "Легию" и "Санкт-Галлен". С Карпиным команда долго втягивалась в сезон, но резким спуртом всегда накатывала на финиш.
С Карпиным было весело, а не уныло, как сейчас. С Карпиным каждая игра, как последний бой, как вброс адреналина в красно-белую кровь болельщиков.
Почему же эпоха карпинского "Спартака" не оставляла равнодушным никого, и она, словно необычным футбольным магнитом - притягивала внимание болельщиков всех команд, всех ценителей футбола?
Потому, что в докарпинском "Спартаке" игра команды выглядела как бы нейтрально, её рисунок был необязательным, нечётким, расплывчатым... Игру "Спартака" можно было смотреть, а можно было и не смотреть. В ней не было того задыхания и "смертного" отпечатка, который всегда присутствовал в любой игре "Спартака" карпинской эпохи.
Под "смертным" отпечатком я имею в виду прежде всего неповторимую спартаковскую страсть. У каждой команды существует свой устойчивый архетип страсти. Есть такой архетип и у "Спартака", который связывают обычно с остроумием их классической игровой манеры и особого рода прозрачности и легкости так называемых "спартаковских кружев". Лёгкости языка их распасовок, стеночек и забеганий.
У карпинского "Спартака" начисто отсутствовал этот язык. Но что было?
Что являлось именно карпинской страстью, одухотворяющей спартаковскую игру? - Это мания и смелость поставить себя целиком на карту. Или то, что французы называют s’engager - ввязаться. Но ввязаться не умом, а ввязаться в смысле - поставить на карту, на любую игру - свою жизнь.
В предположении, что если ввяжешься так, то лишь тогда что-то случится и прояснит, что же такое есть - "Спартак". То есть только тогда что-то поймешь в футболе, когда, поставив себя на карту, будешь принимать в качестве материала для переживания, понимания и рассуждения то, что идет от тебя. Это и есть спартаковская страсть, нашедшая, в частности, свое выражение в Карпинском принципе построения футбольной Игры и ...
Короче - игра Карпинского "Спартака" завораживала и цепляла.
А игра сегодняшнего "Спартака" беспомощна, пресна, и неотвратимо уныла..
Но у "Спартака" нет права на уныние, а потому:
Верните Карпина в "Спартак" - Срочно!
- "Спартак не может управляться никем. Спартак может управляться только богом или Карпиным" - Анатолий Бышовец.
- - Л.Слуцкий.
- ь -Ю.Семин.
|