Главный
тренер "Спартака" пришел во вторник в редакцию "СЭ" с заседания совета
директоров клуба, который вынес команде за сезон-2012/13 оценку "неуд".В
полуторачасовом интервью он заявил, что ему не надо напоминать, какие
места занимал "Спартак" в прошлом, подискутировал с журналистами отдела
футбола насчет того, где лучше нарушать спортивный режим, а заодно
призвал всех жестче спрашивать с миллионеров, которые не могут отдать
пас на три метра.
В последнем пункте мы с Карпиным полностью согласны.
КОМАНДАМ ИЗ ПЕРВОЙ ДЕСЯТКИ МЫ НИ В ЧЕМ НЕ УСТУПАЛИ- Какие выводы вы сделали для себя по итогам сезона? В каком направлении команде следует развиваться?-
Проведя весной 11 матчей, "Спартак" не потерпел ни одного поражения от
клубов из первой десятки и показал, что ни одному из них ни в чем не
уступает.
Проиграли мы "Ростову" и "Мордовии". Вывод у меня только
один: футболисты все знают и умеют, когда хотят. Выходя на поле против
цска, "Анжи", "Терека", "Локомотива", они знают, что делать, а против
соперников, класс которых - при всем к ним уважении - ниже (что
турнирная таблица и отражает), они свои умения теряют. Значит, проблема в
психологии. Характер победителя проявляется у "Спартака", мягко говоря,
не всегда.
- Имеете в виду коллектив в целом или отдельных футболистов?-
Коллектив складывается из отдельных людей. Не бывает, чтобы все 11 или
15 игроков обладали духом победителей. Такого нет ни в одной команде
мира. Но если в коллективе имеются не один-два, а, допустим, четыре-пять
человек с таким духом, то и все остальные им заражаются.
-
Можно ли одинаково хорошо настраиваться на все 30 матчей чемпионата?
Ведь и "Барселона", наверное, к матчу с "Осасуной" подходит не так, как к
встрече с "Реалом".- Вероятно. Но у "Барселоны" хватает
мастерства, чтобы побеждать без такого настроя, как на мадридский
"Реал". А у нас, к сожалению, такого мастерства пока не хватает.
Понимаю,
что сложно сразу после игры с "Интером" или "Миланом" настроиться на
игру с "Мордовией". Сам через это проходил. Но люди за немаленькие
деньги играют раз в неделю. Им надо, выйдя на поле против "Мордовии",
просто побегать и побороться так, как они это делали неделей ранее с
"Анжи". Но они этого не делают. Если кто-то считает, что тренер в Европе
- это мотиватор, то он глубоко заблуждается. Там футболистов
настраивать не надо.
- Это что, идет от российского менталитета? Так ведь у вас между тем в команде две трети иностранцев…-
Вот вы часто задаетесь вопросом: почему иностранцы у нас деградируют?
Но какая атмосфера создается вокруг команд, футболистов? Приезжают
звезды - и чувствуют себя здесь суперзвездами со своими зарплатами и
отношением к ним, в том числе со стороны журналистов. А какой с них
спрос? Если кто-то не забивает в десяти матчах подряд или, наоборот,
пропускает в каждой игре, значит, тренер с ним неправильно работает.
Игрок стал ерундой на тренировках заниматься, а зарплату все равно
получает и со стадиона спокойно уходит - никто слова ему не скажет. Вы
об этом не задумывались?
- Какой оценки, по вашему мнению, заслуживает "Спартак" по итогам сезона?-
Ни в Кубке России, ни в Лиге чемпионов команде не удалось пройти
далеко, в чемпионате мы заняли только 4-е место, так что оценка сезона
может быть только одна - "неудовлетворительно". Ее вынес сегодня и совет
директоров, на заседание которого был приглашен весь тренерский штаб
главной команды.
- В какой форме до вас довели эту оценку?- Просто сообщили. В угол не ставили.
-
Негативная оценка может отразиться на вашем пребывании в "Спартаке" или
у вас все-таки имеется еще один гарантированный сезон работы в качестве
главного тренера?- В нашем футболе гарантий не бывает. Яркий
пример - Юрий Красножан, который недолго проработал в "Локомотиве",
"Анжи" и "Кубани". Есть контракт, в соответствии с которым мне
предоставлен следующий сезон, но предположим, в новом сезоне команда
проиграет три матча подряд - и все. Гарантией может служить только
результат.
В 90-е ТОЖЕ НЕ ВСЕГДА БЫЛИ КРУЖЕВА- В чем лично вы видите причины того, что команда осталась в чемпионате без медалей и неудачно выступила в других турнирах?-
Не должен оценивать работу предыдущего тренера. Это некорректно. Готов
обсуждать только то, что получилось и не получилось на весенней стадии
сезона.
- И что же было на этом этапе, на ваш взгляд, хорошего и плохого?-
Порадовало, что улучшилась игра в обороне, которая была у нас
ахиллесовой пятой и про которую говорили все кому не лень. Она и сейчас
неидеальна, но сдвиги налицо. Об этом и цифры говорят. В 11 весенних
матчах пропущено 9 мячей. Это меньше гола за игру. В сезоне-2011/12,
несмотря на занятое второе место, показатели были более плачевные (48
голов в 44 матчах. - Прим. "СЭ").
В то же время необходимо
совершенствовать действия в нападении. Арриго Сакки говорил, что если
игру в обороне можно выстроить, то качество атаки прежде всего зависит
от импровизации и исполнительского мастерства футболистов. Но принципы
ведения игры в атаке мы, естественно, до игроков доносим.
- В чем цска, "Зенит" и "Анжи", которые стоят в итоговой таблице выше "Спартака", превзошли ваш клуб?-
Отвечаю опять-таки за весеннюю часть. "Зенит" с "Анжи", не говоря уже о
цска, играют в абсолютно другой футбол. У армейцев шесть человек сзади -
даже Мариу Фернандес в последнее время не подключался в атаку. Глядишь,
четверо впереди что-то сотворят. Такая игра дает результаты. "Интер"
под руководством Моуринью именно так в 2010-м победил в Лиге чемпионов.
Мы
же хотим играть в иной футбол - тот, который от "Спартака" и требуют,
стремимся доминировать на поле - и оголяем тылы. Так было, есть и будет -
при мне, во всяком случае. По-моему, мы имели преимущество во владении
мячом во всех весенних играх, за исключением встречи с цска. И то
потому, что повели в первом тайме в счете и в концовке стали больше
обороняться. Не извлекаем из владения должных результатов? Над этим надо
работать.
- Полагаете,
сегодняшний подбор исполнителей позволяет рассчитывать на классический
спартаковский футбол, к которому привыкли болельщики?- Тут
много нюансов. Посмотрел наши игры в 90-е годы с "Реалом" или
"Ливерпулем" - и не увидел кружев! По крайней мере в этих конкретных
матчах. Были неуемная жажда борьбы, желание выиграть ее на каждом
участке - тогда в принципе играли "один в один" по всему полю. Словом,
"Спартак" и прежде брал свое не только кружевами или спартаковским
стилем. Если сегодняшние игроки будут во всех матчах показывать такие
желание и настрой, как во встречах нынешнего сезона с цска и "Анжи", то
появится спартаковский футбол.
-
Олег Романцев никогда не скрывал, что нынешняя "Барселона" и его
"Спартак", отличаясь по уровню игры, по стилистике схожи. Вы с этим
согласны?- По желанию играть в футбол - да, по стилистике -
по-моему, нет. Но прежде "Спартак" все выигрывал, и складывалось
впечатление, что все его "стенки" проходят.
-
На одном из матчей минувшего сезона вы появились в очках. Потом
сказали: мол, все нормально, просто зрение ухудшилось. Это результат
напряжения, возникающего при работе тренером?- А я откуда знаю? Возраст, наверное. Могли очки раньше понадобиться, могли позже.
- Получается, с профессиональной деятельностью это не связано?- Нет, ну, могу сказать, конечно: вот, мол, я тренер, у меня такая нагрузка, даже зрение становится хуже.
- А куда потом очки делись?- Никуда. Линзы ведь тоже бывают.
-
Последние две игры сезона в исполнении "Спартака" получились не слишком
зрелищными. Это результат усталости или психологического давления на
игроков, от которых болельщики требовали попадания в еврокубки?- Думаю, причина в давлении. Ответственность большая была.
-
После матча с "Краснодаром" у вас спросили, соответствует ли славному
имени "Спартака" та игра, которую команда демонстрировала последние
двадцать минут. Вы ответили, что игра забудется, а результат останется. И
сейчас так думаете?- Однозначно. Мы заняли четвертое место.
Все говорят: как хорошо - попали в еврокубки! Кто-то в своих
комментариях вспомнил матч в Краснодаре?
РАНЬШЕ, РАНЬШЕ…-
"Спартак" из сезона в сезон декларирует цель - первое место. Не стоит
ли взглянуть правде в глаза и поставить более реальные задачи?- А, по-вашему, на что реально может претендовать "Спартак"?
- На место в тройке.- А вот представьте, что клуб завтра объявит такую цель на сезон! Какая будет реакция?
Согласен,
четвертое место - это исторически плохо для "Спартака". Ветераны,
аналитики говорят: вот, мол, раньше был "Спартак"! Раньше, раньше,
раньше. Я и сам знаю, как было раньше. Не надо мне напоминать. Реально
ли на сегодняшний день быть первыми? (после паузы) Можно побороться. Но
разве "Спартак" на голову выше кого-то? Нет. И никаких предпосылок к
этому. А я часто слышу комментарии из серии: "Мордовию"-то должны были
обыгрывать, мы же "Спартак". Словно если мы "Спартак", нам все остальные
должны очки отдавать, дарить. Это прямо-таки в голове у всех сидит -
начиная даже от меня и заканчивая нашими болельщиками.
- Возможно, цель на сезон - только золото - и порождает подобные настроения?-
А что делать? Если "Реал" завтра объявит, что в ближайшие три года не
будет бороться за первое место из-за, к примеру, плачевного финансового
положения, что там сделают с президентом?
- Соберутся, проголосуют и уволят его.- Именно. Или тренеру укажут на дверь.
-
Победные лозунги по идее должны не расслаблять, а мобилизовывать. Тем
более что соперники на красно-белых всегда настраиваются по максимуму…-
Больше скажу. Я спрашивал у игроков, которые пришли к нам из "Терека",
"Рубина", "Краснодара", "Динамо", какой у них был самый важный матч
сезона. Все сказали в унисон: "Спартак". Значит, они в курсе, как
остальные на них самих настраиваются. Но теперь, когда у них ромбик на
груди, почему-то думают, что победы будут к ним приходить сами.
- Насколько решения КДК по ходу сезона повлияли на итоговое место "Спартака"?- А кого у нас дисквалифицировали? Макгиди?
- Еще и вас.-
Думаю, сильно эти дисквалификации на итоговое место "Спартака" не
повлияли. Возможно, набрали бы три очка с "Мордовией". Максимум заняли
бы третье место. Но большой разницы между ним и четвертым нет.
- Бронзовые медали.-
Это осталось в Советском Союзе вместе с грамотами. В Европе никого не
интересуют места, кроме первого и тех, что дают право сыграть в Лиге
чемпионов.
- С КДК все ясно. А скольких очков недосчитался "Спартак" из-за судейских ляпов и ошибок?-
Меня другое волнует. Смотришь первый тайм Лиги чемпионов, а там одна
команда два раза правила нарушила, другая - четыре. Судьи дают играть. А
в России, бывает, начнешь прессинговать соперника, а судья свистит тебе
двадцать фолов. И сразу снимается градус борьбы, постоянно возникают
паузы… У нас стиль судейства другой. Бороться не разрешают.
- Глава российского судейского корпуса итальянец Розетти по идее должен менять психологию наших судей, предложить методику.-
Быстро поменять психологию очень сложно. А что касается методики, то
подозреваю, что работа в этом направлении ведется. Вопрос - когда она
даст плоды.
- Давно в России не было такого скандального сезона: спорные решения КДК, судейские ошибки, Лозанна. Откуда такой всплеск?- В том году было то же самое.
А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ "МЮ" ПРОИГРАЕТ 0:3?- Не меняется ли в России психология легионеров?-
Я однажды уже приводил пример. Как-то Кураньи, если помните, в матче с
цска вышел на замену на две минуты позже. Было такое? Было. Так вот,
если бы он это сделал, играя в "Шальке", то со стадиона спокойно не
вышел бы! А на следующий день все газеты об этом раструбили бы, и он и
по улице нормально не прошел бы. А у нас я, знаете, что прочитал? "Это
нормально, он же на тренера обиделся". Это что, действительно нормально?
Впрочем,
давайте не будем заострять внимание на Кураньи, не о нем сейчас речь. А
обо всех. Большинство игроков снижает к себе требования из-за той
атмосферы, которая царит в нашем футболе. Вот другой пример. "Спартак"
дома проигрывает "Анжи" - 0:3, а после матча футболисты выходят и
раздают автографы. Им хлопают, их приветствуют. А что было бы в
Германии, Франции, Испании, Англии? Представьте, "Манчестер Юнайтед"
проигрывает 0:3. Что было бы?
- И как вы предлагаете менять ситуацию? Всем миром?-
Именно так - всем миром. К нам приезжают хорошие футболисты, звезды, их
все больше и больше. Они получают огромные зарплаты, такие, которые
никогда не получили бы в Европе. Так и спрос с них должен быть
соответствующий. Я сейчас говорю не только об иностранцах: с русскими
игроками - та же история. Когда футболист не может отдать пас на три
метра, с него должен быть спрос. Почему в матче с командой из первой
десятки он способен сделать такую передачу, а в игре с аутсайдером не
способен? Он разучился, ему не подсказали?
- Его неправильно настроил тренер - так обычно рассуждают болельщики.-
Ага, то есть надо миллионера, причем не рублевого, настроить на то,
чтобы он вышел и побегал не в свое удовольствие, а как следует? В нашем
последнем матче с "Аланией" болельщики скандировали нелицеприятные вещи в
адрес футболистов. Им, естественно, это не понравилось, но, по-моему,
это было впервые.
ЛИДЕРЫ ЕСТЬ, НО ИХ МАЛО-
Нам кажется, что тренерский штаб "Спартака" не может быть доволен по
итогам сезона Парехой, Инсаурральде, Билялетдиновым. Это так?- В прессе я это озвучивать не стану. Скажу об этом самому футболисту, сообщу в клубе.
- Сколько человек могут покинуть "Спартак"?- Вам нужны цифры? Три, пять? Что изменится от того, что я назову эти цифры?
- Но такие люди есть?-
Есть. Как и в любой команде. Даже в "Барселоне" кем-то недовольны, сто
процентов. Понимаю, что вам интересны имена и точное количество. Но,
опять же, об этом лучше говорить в клубе, а не прессе.
- Но ведь это не полкоманды?- Естественно, нет. Конкретные имена озвучены клубу. И названы позиции, требующие усиления.
- То есть вы не объявляете, если кого-то выставляете на трансфер?- А зачем? Чтобы на человека цена упала?
- А к кому в команде претензий нет?-
Это тоже некорректно. К тому же нет игрока, который идеально провел бы
весь сезон. Кем-то я доволен больше, кем-то меньше. Если вас интересует
конкретика, то я уже называл Диму Комбарова. На мой взгляд, это лучший
игрок чемпионата. Могу отметить и Боккетти.
-
В этом сезоне Комбаров отыграл на фланге. Вас не смущает, что лучший
игрок команды - крайний защитник, а не кто-то из тех, кто должен
определять игру?- Смущает.
- Кого из нынешних футболистов вы потенциально видите в качестве лидера?- Опять вам хочется перейти на личности! Не буду никого выделять.
- Но в нынешнем составе такие люди есть?-
Есть, но их мало. И вообще лидер по духу и по игре - разные вещи. У нас
были Витя Онопко, потом, все говорят, Горлукович - не самые техничные
футболисты, но зато лидеры.
-
В свое время у вас в команде был Алекс - человек, которого можно
назвать плеймейкером. Сейчас такого футболиста в "Спартаке" нет. Как
считаете, в современном футбольном клубе такой игрок нужен?-
Люди, которые могут дирижировать игрой и отдать хороший пас, всегда
нужны. Необходим ли нам футболист уровня Алекса? Да. И работа в этом
направлении ведется. Но опять же: с цска, "Тереком" и "Анжи" мы играли
без плеймейкера, и играли хорошо. Без него играли и против "Ростова" с
"Мордовией", но картина оказалась иной. Так чего же нам не хватило -
плеймейкера или психологии?
- Если бы был плеймейкер, может, и психология не понадобилась бы?-
А я считаю, что понадобилась бы. Мы и с Алексом проигрывали "Ростову",
хотя все знают, что чемпионаты выигрываются в Ростове и Саранске.
- Выходит, у цска более ответственный коллектив, раз все эти команды из второй десятки были обыграны?- Выходит, что так.
- И идет это от костяка команды?-
Вы же сами об этом постоянно говорите: в "Спартаке", мол, нет ядра и
лидера. Да, у нас, к сожалению, пока не так много лидеров как в других
командах.
ПРО ВЕЛЛИТОНА МОЖНО КНИГУ ПИСАТЬ- Для вас проблема, что Дикань становится легионером?- Нет.
- Вратарь и крайние защитники - по-прежнему "русские" позиции в соответствии с вашей концепцией?-Да. Причем хотелось бы, чтобы и центральные тоже были такими позициями.
- Смягчение лимита вас радует?- Радует. Чем меньше ограничений, тем больше конкуренция.
- Как думаете, лимит когда-нибудь отменят?- Судя по тому, что вижу и что слышу, - вряд ли.
- Отслеживались ли тренерским штабом выступления Веллитона и де Зеува в аренде?-
На основании того, как футболист играет в зарубежном чемпионате, сложно
делать выводы. Играть там и играть здесь - разные вещи.
- Де Зеув говорит, что хотел бы остаться в "Андерлехте".- Осталось договориться клубам.
- А Веллитону дадите второй шанс?- Он в аренде до конца года, так что рано пока об этом говорить.
- Было видно, что Веллитон в конце своего пребывания в "Спартаке" снизил к себе требования. Какие меры к нему принимались?- Какие только ни принимались! Книгу надо писать. Время будет, напишем.
- Как вы относитесь к тому, что "Зенит" подал иск в Спортивный арбитражный суд ( CAS )? Стоило ли вообще это делать?- У "Зенита" было на это право, он им воспользовался. Кто это может запретить?
- А если взглянуть на ситуацию с морально-этической точки зрения?- А что в Питере сделали плохого? "Зенит" отстаивал свои интересы. Суд не принял их сторону. Вот и все.
- А как вы поступили бы в этой ситуации?- Думаю, так же.
- Вы считаете вердикт CAS справедливым?-
Я уже не раз об этом говорил: у ФИФА и УЕФА такая практика - сбрасывать
все проблемы с болельщиками на клубы. Но у нас в России нет рычагов,
чтобы справиться с этой ситуацией. Представьте, завтра мы будем играть с
цска, и болельщик армейцев, надев спартаковский шарф, придет на нашу
трибуну, а ничего сложного в этом нет, и бросит петарду в армейского
игрока. Его, как это водится, не поймают и не выяснят, за кого он на
самом деле болеет, а накажут "Спартак". А затем наш поклонник поступит
точно так же. И что, так и будем по три очка от команды к команде
перебрасывать? Что это будет за футбол? Хорошо, хотите, чтобы мы
отвечали за болельщиков, - тогда дайте нам соответствующие полномочия.
- Зачем же клубы перед началом сезона подписывают регламент?- А что нам делать? Нас ставят перед фактом, и все.
- Вы не пробовали внести в него изменения?- Мы пять лет просим внести определенные поправки, но все без толку.
- Как вы относитесь к идее Объединенного чемпионата?-
Пока никакой конкретики нет, обсуждать нечего. Хотя в целом идея
красивая. Взять десять первых команд из России плюс шесть первых
украинских - турнир станет определенно сильнее. Но это только теория.
ДЕЛО ТРЕНЕРА - ГОТОВИТЬ ФУТБОЛИСТОВ-
Завершившийся чемпионат стал первым, проведенным по системе "осень -
весна". Можете дать оценку этому нововведению? И стоит ли возвращаться к
схеме "весна - осень", о чем разговоры уже ведутся?- В
основном споры ведутся по поводу второго дивизиона. А в премьер-лиге не
изменилось ничего - как начинали играть в марте и заканчивали в конце
ноября, так все и осталось. Единственная разница - конец чемпионата
теперь весной.
- Летний перерыв стал больше.-
Нет. Он и был таким же в годы проведения чемпионатов мира и Европы.
Больше пауза стала только в нечетные годы. С точки зрения проведения
трансферов стало лучше. А так, повторю, все по-прежнему. Только весной
теперь нужно сразу включаться в борьбу.
- Разгорается конфликт между агентами и РФС. Что вы об этом думаете - и как сказывается деятельность агентов на вашей работе?-
На моей - никак. Дело тренера - готовить футболистов к матчам. Что же
касается самого конфликта… Не знаю всех подробностей, поэтому не могу
судить, кто прав, кто виноват.
- Насколько изменилась ваша жизнь после возвращения на пост главного тренера?-
Изменилась, и очень сильно. Ныне все мое время посвящено команде.
Разумеется, теперь мне намного легче, чем когда я совмещал посты.
- Кем сложнее быть - генеральным директором или главным тренером?- А что сложнее - заниматься умственным трудом или физическим? Нельзя сравнивать.
- Не приходили мысли: "И зачем мне все это нужно?"- Приходили. После матчей с "Мордовией", "Ростовом"… На следующий день уходили.
- Указания генерального директора являются для вас обязательными?- Да.
- Как далеко простираются ваши полномочия? Вправе ли вы, к примеру, просить выставить игрока на трансфер?- Просить вправе. Как любой тренер в любой команде. Но решение за клубом.
- Снова о скандалах, без них никуда. Желтые СМИ выложили видео, на котором ряд футболистов сборной курят кальян, выпивают…-
Вот вы сейчас уйдете из редакции - и вправе заниматься чем захотите.
Только вас не будут фотографировать и снимать на видео, как футболистов.
Другой
вопрос, что нужно следить, чтобы это не становилось достоянием
гласности. Сейчас игроки в ресторане покурили кальян, выпили три бокала
вина. А раньше запирались дома, выпивали двадцать бутылок водки, а утром
шли на тренировку. Этого никто не видел, и все было нормально. Так что
лучше?
Конечно, и то и то не очень хорошо. Но если человек пришел на
тренировку, отработал как положено, затем отыграл как положено, а потом
пошел и выпил кружку пива или выкурил сигарету - какие вопросы? Все
знали, что я курю. Может быть, если бы не курил, пробегал бы за матч на
сто метров больше, хотя и так только и делал, что бегал.
- То есть все определяет результат?-
Роналдо, Роналдинью, Ромарио тоже не "режимили". Но пока они играли
здорово, забивали, всем было все равно. Как только результаты снизились -
их похождения сразу стали обсуждать.
- Вам, будучи игроком, приходилось с этим сталкиваться?-
Вот простой пример: в Испании все знали, что я курю. В 33 года, когда
вернулся в "Реал Сосьедад", мы шли на втором месте, чуть не вышли на
первое - и все называли игроков великими, великолепными. А в следующем
сезоне, участвуя в Лиге чемпионов, спаслись от вылета за пять туров до
финиша, и тут же статья: "Карпин уже не тот, в таком возрасте курить
нельзя". Потом опять здорово стартуем в примере, я что-то забил - и
никто про курение не вспоминает.
Так и с нашими. Выиграют они в
Португалии - слова никто про эту историю не скажет. Проиграют - только и
будут мусолить тему кальяна и выпивки: "Вот видите, как они
готовились?" А может, они и перед домашним матчем с португальцами
пили-курили, но выиграли.
- А бывало, что, будучи генеральным директором, встречали игроков "Спартака" в ночных заведениях?-
Смотря во сколько. В 11 вечера это допустимо, в 12 - нет. Одного
футболиста встретил в два часа ночи - естественно, он был оштрафован.
- Если оглянуться назад и оценить итоги вашей работы именно как гендиректора, чего удалось добиться, а чего нет?-
Думаю, в "Спартаке" стало намного меньше скандалов. Имею в виду не
дисквалификации игроков, а различные склоки именно вокруг клуба. Все
больше спартаковских ветеранов трудятся в системе клуба. Ну а что не
удалось - известно. Стать чемпионами.
- Какое приобретение клуба считаете удачей, а какое - ошибкой?-
Много было покупок… Если брать по соотношению цены-качества - те же
Алекс, Кариока, Комбаровы… Возможно, кого-то забыл. Из неудачных - де
Зеув. Хотя по нему было как раз меньше всего сомнений: опытный игрок
"Аякса", выступавший за сборную Голландии, с определенными качествами.
Почему-то здесь он их не проявил. Не говорю, что это плохой футболист,
но адаптация всегда складывается по-разному.
- Как оцените шансы сборной России в Португалии? Наших могут разорвать - или Капелло что-нибудь придумает?-
Сто процентов, не разорвут. А так матч на три исхода. При том что
сборная России сейчас может обыграть любого соперника, что показал и
первый матч с португальцами, и встреча с Бразилией.
- При каком наставнике - Капелло, Адвокате или Хиддинке - игра сборной нравилась вам больше всего?- Мне как тренеру некорректно будет давать оценку, у каждого из них свои достижения.
- С доном Фабио знакомы?- Еще с испанских времен, когда он тренировал "Реал".
- С тех пор Капелло не изменился в плане тренерских идей?- По мне, так это абсолютно тот же человек.
НИГДЕ ДВА МЕСЯЦА В ГОДУ НЕ ОТДЫХАЮТ- "Спартак" выйдет из отпуска 13 июня, отпуск получится совсем небольшой. Люди не роптали?-
( после паузы.) Давайте так. Большой перерыв у нас в отличие от Европы
зимой. В Испании играют без перерыва девять месяцев, с паузой максимум
10 дней на Рождество, в Англии вообще не останавливаются. И там не 30
матчей, а 38 плюс еврокубки, Кубок страны. Никто не жалуется. А наши уже
отдохнули 40 дней зимой - и сейчас еще две недели. Нигде два месяца в
году не отдыхают.
- Для сборников послабления будут?- Да, они вернутся примерно на неделю позже.
- Программа сборов составлена?-
Планируется, что работать будем в Тарасовке, а выезжать только на
товарищеские игры. Соперников называть не буду - официально еще ничего
не подтверждено. Но могу сказать, что должно быть любопытно. Причем и мы
поедем, и к нам приедут.
- А где будете принимать? По ходу сезона, понятно, на "Локомотиве", а что с товарищескими матчами?- Это к Роману Гурамовичу (Асхабадзе. - Прим. "СЭ"). Главное, чтобы мне назвали дату и против кого играем.
- Как обстоят дела с Ромулу и остальными травмированными? Успеют восстановиться к началу подготовки?-
Ромулу, к сожалению, нет. Вопрос еще по Гатагову. Эменике,
Билялетдинов, Пареха, Инсаурральде должны быть в порядке. Уорис, может,
на неделю позже вернется в строй.
- В аренде остаются Озобич, Заболотный…- Заболотный сейчас возвращается, по Озобичу - вопрос к клубу, пока не знаю.
- Не получится ли перебора вратарей?-
Почему? Дикань, Песьяков, Заболотный. Ребров выбыл на полгода -
восстановится к октябрю - ноябрю. Плюс нужно подтягивать Митрюшкина.
- Команда, которую заявляют во второй дивизион, будет полностью состоять из тех, кто сейчас играл за дубль?-
Практически. Из тех, кто старше 1994 года. Весь смысл в сквозной
заявке, чтобы по ходу сезона можно было подтягивать в первую команду
ребят как из дубля, так и из второй лиги.
-
Вы много говорили о проблеме "недонастроя", но "Спартак" часто
критикуют за отсутствие четко выстроенной игры. В одном матче команда
больше действует через фланги, в другом чаще использует забросы по
центру… Существует ли игровая модель, на которую вы равняетесь, к
которой стремитесь?- Объясните мне, что такое игровая модель?
- К примеру, все команды Петреску играют прагматично, чаще через фланги…-
А я не согласен, что через фланги. Чаще всего - восемь-девять на своей
половине поля и один-два впереди. А контратаки - это не через фланги, а
там, где образуются бреши в обороне соперников.
ПО СТОПАМ "БАРСЫ"-
Романцев не раз говорил, что для него идеалом остается "Барселона",
несмотря на последние неудачи каталонцев в Лиге чемпионов. А для вас?-
Тоже "Барса". Считаю, "Спартаку" близок ее футбол. А кому-то он,
кстати, уже и надоел - появились люди, плюющиеся от того, что Месси и К о
все время владеют мячом. Хотелось бы добиться такого же в "Спартаке"?
Да, хотелось бы. Кому-то это, кроме "Барселоны", удалось? Пока нет. Мы
пытаемся следовать той же игровой модели - владеть мячом на протяжении
львиной доли матча. Пока до каталонцев не дотягиваем - у них данный
показатель равняется 80 процентам, у нас - 60 - 70. Но тут еще такой
фактор важен: только контролировать мяч мало, этот самый контроль нужно
использовать для того, чтобы забивать голы. Вот что сложнее:
действовать, как "Барса" или как "Динамо"?
- Как сине-гранатовые. Но у них и у бело-голубых разные исполнители…-
Естественно. И стили - тоже. Можно обороняться, делая ставку на
контратаки, что приемлемо и способно приносить результат. Но подходит ли
подобная манера для "Спартака"? Думаю, нет. Стоять сзади ввосьмером в
ожидании, пока Эменике, Мовсисян или Макгиди не убегут в чужую штрафную и
не поразят ворота, - такого не хотим. Другое дело, что подчас соперник
заставляет тебя применять эту тактику - как это случилось, к примеру, в
концовке апрельского дерби с цска. Но последние 20 минут той встречи -
не наша игровая модель.
-
Раз уж речь зашла о схемах. Дик Адвоката выстраивает все свои команды
по системе 4-3-3 и всегда называет именно эти цифры, рассуждая о
тактике. цска в этом сезоне применял расстановку 4-2-3-1. Вы же,
помнится, говорили, что все это условно. Остаетесь при своем мнении?-
Определенный каркас есть у любого коллектива. По-моему, все видят, что
"Спартак" выстраивается 4-2-3-1. Но опять же - у "Барселоны" какая
схема?
- 4-3-3.-
Правильно. В некоторых матчах, когда им нужно было обязательно
побеждать, она трансформировалась в 3-4-3. Но основную вы указали верно.
А когда каталонцы ее используют? На протяжении всех 90 минут или
оставшись без мяча?
- В обороне.- А когда атакуют?
- 2 - 8, скажем так.-
Да там вообще все расстановки сбиваются и смешиваются! К чему веду?
Схемы, конечно, есть - они были, есть и будут. Но говорить о них можно
лишь применительно к моментам, когда команда остается без мяча и
обороняется. А в атаке, если уж говорить о "Барсе", вся эта схема 4-3-3
видоизменяется и превращается в любую другую, только не 4-3-3.
ДВЕ ТЫСЯЧИ НА "БОРУССИЮ"-
Давайте вернемся к "Барселоне", раз уж она всплывает на протяжении
всего разговора. Как считаете, Неймар впишется в ее игру? Это "ее"
футболист и это "его" команда?- Без понятия. Ибрагимович - хороший нападающий?
- Безусловно.- Значит, "Барса" - не его команда?
- Не сказали бы, что швед там плохо смотрелся.-
Но ведь продали же… Потенциально у Неймара есть все качества, чтобы
стать своим в любом клубе мира. Но заиграет ли бразилец в Каталонии,
адаптируется ли под стиль "Барселоны" - такой гарантии никто не даст.
Впрочем, мне кажется, что у Неймара все получится.
- И с похожим по манере Месси на поле уживется?- По крайней мере шанс есть. Всегда есть.
- Финал Лиги чемпионов смотрели?- Конечно.
- За кого болели?-
За Дортмунд. Почему? Поставил на "Боруссию" две тысячи рублей. (Смех в
зале.) Наш тренерский штаб устроил тотализатор - угадывали счет. Выиграл
Эдуардо Домингес (один из специалистов по физподготовке. - Прим. "СЭ").
- Если абстрагироваться от вашей ставки, считаете ли исход справедливым?-
По количеству созданных моментов, наверное, да. По игре же, особенно в
первые 25 - 30 минут и в начале второго тайма, "Боруссия" была на голову
сильнее. "Бавария" создавала шансы из ничего - один, другой, третий. И
ее голы не стали следствием отлаженных на тренировках комбинаций:
Мюнхену помогло высокое индивидуальное мастерство отдельных людей.
- Если бы "Спартак" имел бы возможность пригласить по одному любому исполнителю в каждую линию, на ком остановили бы свой выбор?- Если навскидку, то защитник - Тиагу Силва, хавбек - Хаби Алонсо…
- Форвард - Месси?- Не считаю его нападающим.
- Тогда, быть может, Левандовски?- Нет - Фалькао.
- Он же к нам не поедет!- А что - первые двое поедут? (Смех в зале.)
-
Почему наши клубы, вкладывая огромные средства в приобретение настоящих
звезд вроде Халка и высококлассных тренеров, по-прежнему пребывают на
вторых ролях в Лиге чемпионов?- Россия продвигается вперед.
Не брали трофеи в Европе с 86-го года, когда киевское "Динамо" выиграло
Кубок кубков, а потом в 2005-м и 2008-м одержали две победы почти
подряд. Да, до Лиги чемпионов пока не доросли, но вектор правильный. А
один из факторов, мешающий процессу, - лимит на легионеров. Ни один
тренер не станет весь внутренний сезон играть с пятью россиянами, держа
на лавке исключительно под еврокубки еще столько же иностранцев. Причем
высококлассных, заметьте: в противном случае им в главном клубном
турнире старого света делать нечего.
Допустим, у нас в соперниках
"Реал", где два-три человека из сборной Испании, а остальные - звезды
мировой в величины других стран. Мы же вынуждены выставлять против такой
бригады доморощенных футболистов.
-
И последнее. На сезон-2013/14 перед вами поставлена задача выиграть
один из трех турниров - чемпионат страны, Кубок России или Лигу Европы.
Какая победа самая желанная ?- Чемпионство .
http://www.sport-express.ru/