Главный тренер «Севильи» Унаи Эмери объяснил, почему у него не получилось в «Спартаке» и почему получается в Андалусии.
– Прошлая неделя стала тяжелой для испанского футбола. О чем вы подумали, когда узнали о гибели болельщика перед матчем «Атлетико» – «Депортиво»?
– Футбол должен объединять. Ультрас раздувают страсть к своим командам, и часто это выливается в противостояние между болельщиками, выходящее за рамки футбола. Футбол должен вызывать светлые чувства, создавать хорошие отношения, а не наоборот.
– Какими были ваши отношения со «Спартаком»?
– Я отправился в Россию с большими надеждами, за победой в чемпионате – президент Федун сделал ставку на меня. Мы хорошо начали сезон, вышли в Лигу чемпионов, лидировали в Премьер-лиге после трех победных матчей подряд, что способствовало сплочению команды. Но как только результаты изменились в худшую сторону, команда перестала быть крепким коллективом. Игроков стало трудно убедить работать на том уровне, который мы хотели видеть.
Ситуация с Карпиным, который, оставшись в клубе на другой должности, хотел тренировать, также не способствовала установлению хороших отношений. Мы общались холодно и сдержанно. Попов был рядом, но только до того момента, пока не возникли трудности. Мои надежды рухнули, команда перестала быть со мной. Это правда, что у меня не было контакта со СМИ. При этом журналисты получали информацию из клуба. В результате те, кто меня не поддерживал и не хотел, чтобы я продолжал работать в клубе, плохо говорили обо мне в СМИ, и я даже не мог защитить себя. Я остался один. До самого конца меня поддерживал только президент клуба, и я это знаю.
Если бы мне предстояло повторить подобный опыт, я бы отправился в новый клуб с более четким представлением, с людьми, которые всегда были бы со мной и, несмотря на результаты, верили бы в наше дело. При этом я очень доволен работой, проделанной в «Спартаке» в первые три месяца. Правда, очень доволен.
– Как вы для себя объясняете причины расставания со «Спартаком»?
– Плохие результаты… Впрочем, после того, как я покинул команду, она не стала играть лучше. Думаю, причин было несколько, среди них – ускользающее чемпионство. Я не мог улучшить ситуацию, понимал, что в клубе есть те, кто не хотел, чтобы я продолжал работать. Я не мог с этим бороться.
– Вам приходилось сталкиваться с предательством в футболе?
– Нет. В командах, в которых я работал, всегда присутствовало доверие. Все мои успехи в футболе были бы невозможны без тех, кто по-настоящему находился рядом, всегда. В «Спартаке» я впервые столкнулся с отсутствием поддержки, поэтому многое не получалось. Но хочу подчеркнуть: я благодарен Федуну – он действительно меня поддерживал.
– После отставки вы переживали, что странный опыт в России может повлиять на ваш имидж в Испании?
– В моей карьере до «Спартака» было больше позитивного опыта, чем негативного. Единственный негативный опыт в Москве я тоже считаю полезным. Я многому научился со «Спартаком».
– Какое впечатление осталось от российского футбола?
– Российский футбол – конкурентоспособный. Думаю, что уровень – хороший, но пока еще не дотягивает до немецкой, английской, испанской и итальянской лиг. Тем не менее, чемпионат – сильный, в нем есть пять-шесть команд высокого уровня. Самое мощное впечатление оставили болельщики. На каком бы стадионе мы ни играли, команду всегда поддерживало большое количество спартаковцев – людей, которых я уважал и ради которых работал.
– Курбан Бердыев получал удовольствие от вашей работы. Вы можете объяснить, что конкретно делали в «Спартаке», какой хотели видеть его игру? И почему не получилось ее привить?
– Я хотел создать атакующую команду, настроенную агрессивно. Но нам не удалось добиться от Веллитона полной отдачи, плюс, ряд ключевых футболистов проявляли в игре полное равнодушие, не старались отдавать силы борьбе, чтобы стать лучшими. В этом – одна из причин. Первые три матча и квалификация с «Фенербахче» были настоящим проявлением моего «Спартака», а начиная с октября все пошло на спад.
– На вашем официальном сайте и в твиттере российские болельщики по-прежнему оставляют комментарии и желают удачи. Вы следите за Премьер-лигой?
– Я продолжаю наблюдать за всеми играми «Спартака». Нет времени смотреть матчи целиком, но я слежу онлайн за результатами, просматриваю обзоры и видео с голами.
– Вы, должно быть, знаете, что Валерий Карпин сейчас работает в «Мальорке». Как вы с ним расстались?
– Отношения с Карпиным были холодными, у нас не получилась совместная работа. Но я желаю ему всего самого хорошего.
– Вы перетянули в «Севилью» Нико Пареху? Кого еще хотели бы взять из «Спартака»?
– В «Спартаке» есть хорошие футболисты, которые могли бы играть в «Севилье». Нико Пареха перешел в «Севилью», потому что в Москве его больше не хотели видеть, а здесь он нам здорово помогает. Нико шел в «Спартак» за трофеями, но ничего не выиграл – а в «Севилье» смог, мы довольны его работой. У меня хорошие воспоминания о Чельстрёме, Диме Комбарове, голкипере Реброве (настоящий профессионал!), капитане Паршивлюке, Хурадо.
– В чем, как вам кажется, главная причина неудач «Спартака»? Почему самый титулованный клуб России уже больше десяти лет не становится чемпионом?
– Нужно иметь серьезный проект, делать ставку на команду и тренера – все должны быть очень сплоченными.
– Вы видели новый стадион «Спартака»?
– Он великолепен. Этот стадион – еще один плюс «Спартаку» и его болельщикам, теперь они намного ближе к своей команде. Такой стадион повышает статус клуба.
– Вы работаете в «Севилье» уже почти два года, выиграли с командой Лигу Европы, за удачный старт в этом сезоне были признаны тренером октября.
– В «Севилье» я нашел то, чего мне не хватало в «Спартаке» – сплоченность. Эта команда тоже хочет побеждать, играть в еврокубках. Болельщики «Севильи» такие же требовательные, как и спартаковские. Условия для работы у меня замечательные. Мне здесь хорошо.
– Кто лучший футболист, с которым вам довелось работать?
– Мне посчастливилось тренировать многих хороших игроков: Вилью, Сильву, Негредо, Наваса… Из последних выделяю Ракитича, а сейчас у меня есть Бакка. У каждого из них я чему-то научился.
– Игра какого футболиста из нынешнего состава «Севильи» вас приятно удивила в этом сезоне?
– Крыховяк. Пришел из французского чемпионата, не будучи широко известным, но мы им очень довольны.
– Скауты клуба хорошо контролируют футбольный рынок, находя каждый год новые таланты. В чем здесь секрет?
– «Севилья» всегда открывала миру игроков, которые формировались здесь, выходили на высокий уровень, помогая команде, а затем покидали клуб для дальнейшего роста. За последние 10-15 лет спортивная дирекция «Севильи» во главе с Рамоном Мончи преуспела в этом вопросе – она выполняет работу очень профессионально, имея большое количество людей, которые постоянно просматривают игры во всех чемпионатах. Спортивная дирекция и тренер очень тесно сотрудничают, помогая друг другу. Я – тренер, которому нравится во всем им помогать, способствовать росту игроков, индивидуально работать с футболистами. В этом аспекте «Севилья» действительно имеет преимущество перед остальными клубами.
– Хосе Антонио Рейес снова заиграл на высоком уровне. Как продвигается вопрос о продлении его контракта?
– Рейес – воспитанник «Севильи», поигравший в таких командах, как «Реал», «Атлетико» и «Арсенал». Он вернулся в андалузский клуб, потому что это его дом. Сейчас он нам очень помогает. Продление контракта логично последует, но сейчас пока рано говорить об этом. Мы довольны его отдачей.
– После трех поражений подряд в чемпионате и одного в Лиге Европы СМИ и болельщики «Севильи» были недовольны игрой команды. Как вы настроили ребят преодолеть кризис?
– Мы отлично стартовали, на какой-то момент стали лидерами вместе с «Барселоной», болельщики начали питать большие надежды. Но есть и команды сильнее – и это нормально, что со временем они заняли места выше нас в турнирной таблице. Поражение от «Барселоны» со счетом 1:5, наверное, было слишком, но каталонцы могут тебе преподнести и такое – со счетом 5:0 они выигрывали и у «Реала». Мы не должны думать о нашем поражении от «Барселоны», мы должны думать о том, как попасть в еврокубки и соревноваться со всеми командами Ла Лиги (не беря в расчет «Реал» и «Барсу»). Конечно, когда болельщики начинают надеяться, а затем их команда проигрывает, они разочаровываются – но это естественно в футболе. Мы довольны тем, что делаем, и всегда стараемся делать лучше, потому что этого требуют болельщики.
– «Севилья» – четвертая в чемпионате, но кажется, что каждый матч – как экзамен, давление слишком сильное?
– Да, люди очень требовательны, но это помогает расти. До того, как я пришел в «Севилью», команда несколько лет оставалась без Лиги Европы. Сейчас «Севилья» снова в еврокубках, но болельщики хотят большего, они хотят повторения успеха в Лиге Европы и попадания в Лигу чемпионов. Рост «Севильи» в последние два года был очень важным, и мы рады проделанной работе.
– Спортивный директор «Милана» Рокко Майорино подтвердил, что ваша кандидатура прошлым летом была наиболее предпочтительной для «россонери». Почему вы решили остаться в «Севилье»?
– Я очень благодарен «Севилье». Информация о «Милане» появилась после того, как я выиграл Лигу Европы, но у меня уже были предварительные договоренности о продолжении работы с руководителями андалузцев. Возможно, в будущем мне и хотелось бы тренировать «Милан», но сейчас я рад находиться в таком великом клубе, как «Севилья».
– Чего бы вы хотели добиться на «Рамон Санчес Писхуан»?
– Я хочу продолжать участвовать в Лиге Европы, а главная цель – попасть в Лигу чемпионов. Командная игра должна цеплять болельщиков. На самом деле, есть много прекрасных вещей, которые можно реализовать в футболе. Мне хочется наслаждаться тем, что мы уже сделали – наслаждаться Лигой Европы, ростом команды после расставания со многими ключевыми игроками – такими, как Негредо, Навас, Палоп, Медель, Кондогбия. В этом году клуб покинули Ракитич, Альберто Морено, Фасио. Их нет, но команда продолжает функционировать, и это самое важное.
– В футбольном мире, как правило, тренер в одном клубе работает не более трех-четырех лет. Вы работаете с «Севильей» уже два года. Какой клуб, не беря в расчет баскские, вы хотели бы тренировать в будущем?
– Я не задумываюсь об этом. У меня есть принцип, чтобы меня любили там, где я нахожусь. В «Севилье» меня любят, и пока меня здесь любят, я хочу продолжать работать в этом клубе. Я обожаю свою работу, и для меня это важнее, чем думать о том, где я буду тренировать в будущем.
– Вы стали сомневаться в целесообразности тренерской работы за рубежом после неудачного опыта в России?
– Нет. Это правда, что я хорошо знаю испанский чемпионат и с языком здесь проще, но как тренеру мне, безусловно, хочется добиваться важных наград, поэтому если однажды мне предстоит отправиться за рубеж, я буду к этому подготовлен лучше, чем до моего визита в «Спартак».
– Как сейчас проходит обычный рабочий день Унаи Эмери?
– Как правило, встаю в восемь, в 8:30 уже в офисе, дальше тренировка, кушаю на базе, затем работаем до пяти-шести, возвращаюсь домой и вечером начинаю просматривать наши матчи и игры соперников. Мое главное занятие – просмотр матчей, подготовка тренировок и еще то немногое, на что хватает времени.
– Работа тренера связана с поездками, жизнью в разных городах, а иногда и странах. Как семья реагирует на это обилие путешествий?
– Да, занятие любимым делом порой вынуждает к такому образу жизни. Я наслаждаюсь футболом, но он отнимает у меня другие вещи. Моя жизнь и мои надежды всегда были связаны с футболом, люди вокруг меня становятся счастливее от того, что я делаю. Сын рад, что папа – тренер, родители и братья следят за моей карьерой; близкие всегда расстраиваются, если я проигрываю, и радуются, если побеждаю. Футбол дарит фантастические эмоции и невероятное удовольствие их проживать.
eurosport.ru
|