В советском и российском футболе есть уникальные игроки, которых уважают все команды, все болельщики, вне зависимости от клубной принадлежности. Одним из таких был легенда «Спартака» и сборной СССР Фёдор Черенков. Человек, которого любили и уважали даже принципиальные противники. Который очень много недоиграл и очень много недожил, скончавшись в возрасте 55 лет.
Маленький актёр, большой талант
Как ни странно, будущего великого футболиста советская публика увидела сначала… в кино. Детская комедия «Ни слова о футболе» вышла на экраны Союза в 1974 году. Зрители увидели в фильме эпизод, который не имел отношения к сюжету, но запоминался всем — в важном матче мальчишка небольшого роста забивает красивый гол ударом через себя. Такие голы и у взрослых-то увидеть удавалось крайне редко, а чтобы ребёнок… «Актёром» в этом эпизоде оказался маленький футболист из детской спортивной школы «Кунцево» Федя Черенков. Он отыграл лишь эпизод, и никто не мог знать, что это первое появление одой из ярчайших звёзд советского футбола.
Открытием Черенков был для большинства, но тем, кто занимался с маленьким Федей, давно было понятно, какой талант кроется в маленьком парнишке из Кунцево. Футбол с самых малых лет был для него всем. Его отец работал на авиационном заводе, мама — в ЖЭКе. А Фёдор всё свободное время проводил с мячом на футбольных площадках. Позже в интервью он вспоминал, что, отправившись в пионерский лагерь, не выдержал и двух недель — потребовал у родителей срочно забрать его, потому что там не играют в футбол. Первую свою команду он нашёл в ЖЭКе, с ней попал на турнир «Кожаный мяч». И уже там был замечен тренерами, которые сначала позвали его в спортшколу Кунцево, а из неё — в СДЮШОР московского «Спартака», которая теперь уже называется Академия «Спартак» имени Фёдора Черенкова.
Свободный художник чемпионского ансамбля
К моменту окончания Фёдором спортивной школы «Спартака» для самой команды мастеров наступили чёрные времена. Клуб впервые в своей истории вылетел из Высшей лиги чемпионата СССР. В качестве «спасателя» был приглашён Константин Бесков — тренер, которого Черенков всегда будет потом благодарить за свои успехи в футболе. Бесков вернул команду в Высшую лигу, а затем разглядел в дубле перспективного парнишку по имени Фёдор. Так девятнадцатилетний Черенков дебютировал в основном составе «Спартака» в сезоне 1978 года, заняв с командой 5 место.
В дебютном своём сезоне Черенков сыграл лишь 7 матчей, но уже в следующем году стал незаменимым игроком команды. Формальная статистика говорит, лишь что он сыграл в сезоне 1979 года 33 матча и забил 4 гола. Но за этими цифрами прячется факт: молодой игрок стал одним из главных творцов игры «Спартака» в атаке — он демонстрировал невероятное видение поля, прекрасно чувствовал партнёров и отдавал им потрясающие передачи. Атака, которую украшал Черенков, принесла «Спартаку» чемпионские медали — всего через два года после выхода в Высшую лигу из первой.
Со «Спартаком» Черенков станет трёхкратным чемпионом страны — в 1979, 1987 и 1989 годах, а также чемпионом России в 1993 году. На его счету также победы в Кубке СССР в 1980 году и в Кубке России в 1994.
Всего за «Спартак» Черенков сыграл 398 матчей, забив 95 голов. «Красно-белые» навсегда останутся единственным клубом, в котором хотел играть Черенков.
В стороне от сборной
В «Спартаке» Черенкову была предоставлена особая роль — свободный художник. Он был кумиром болельщиков, ярчайшей звездой «красно-белых». Но в то же время сложными всегда были отношения Фёдора со сборной СССР. За основную команду страны он сыграл 44 матча, забил 12 мячей. Однако здесь уместнее было бы сказать «всего 44 матча» и «всего 12 мячей». В восьмидесятые годы — эпоху расцвета футболиста Черенкова — сборную СССР тренировали несколько специалистов. Но наиболее длительный срок (хоть и с перерывом) её возглавлял другой человек-легенда, Валерий Лобановский. И очень часто гений Лобановский не находил в сборной места для гения Черенкова. В этом не было личной вражды — Лобановский, вместе со сборной тренировавший и киевское «Динамо», сделал свой клуб «базовым» для сборной. В те годы даже была популярна шутка, что сборная СССР — это киевское «Динамо», ослабленное игроками из других клубов.
Впрочем, на чемпионат мира 1982 года Черенкова не взял ещё сам Бесков. Сборная СССР тогда медалей не завоевала. За Бесковым команду принял именно Лобановский, и он вызвал Черенкова в состав, тот сыграл 5 матчей и забил дважды. Но сборная не пробилась на Евро-1984. В отборочном турнире к Мундиалю 1986 года Черенков играл, однако на финальный турнир не попал. Затем наступил период гегемонии в сборной киевского «Динамо». Места в полузащите сборной заняли киевляне Заваров, Михайличенко, Литовченко. К ним добавлялся минский динамовец Алейников. Черенкову в сборной места не было. Он продолжал оставаться лидером «Спартака», но не вызывался в сборную — к негодованию поклонников московской команды. Спустя годы можно судить о том, что «свободный художник» Черенков никак не вписывался в рисунок сборной Лобановского, где каждый игрок был чётким винтиком хорошо отлаженного механизма. Винтиком, который мог работать на атлетизме и автоматизме, а не только на чистом творчестве. И пока сборная играла хорошо (серебро на Евро-1988), претензии к Лобановскому, не бравшему Черенкова, были тихими. Гром грянул на чемпионате мира 1990 года. Черенков сыграл лишь два матча на отборочной стадии и не поехал на финальный турнир. А там сборную СССР ждал провал — она сенсационно не вышла из группы. Лобановскому тут же припомнили отсутствие в команде Черенкова, который за год до этого был в очередной раз признан лучшим футболистом СССР. Лобановский потом сборную покинул, но и эпоха «золотого возраста» Черенова тоже прошла. Ему уже было за тридцать — в футболе это эпоха заката карьеры.
В итоге по воле обстоятельств Черенков, бывший одним из самых выдающихся футболистов советской эпохи, так и не сыграл ни одного матча за сборную своей страны на чемпионатах мира.
Скромная легенда
«Ветер перемен», накрывший страну в девяностые, унёс многих советских игроков за рубеж. Черенков уехал в парижскую команду «Ред Стар», но за границей он чувствовал себя не в своей тарелке и скоро вернулся на родину. Он закончил играть в «Спартаке» — прощальный матч прошёл в августе 1994 года. Не удалось ему и стать тренером — всё потому, что в жизни Черенков был человеком очень мягким и скромным.
«Какой я есть, такой я есть. Этот характер не даёт мне возможности быть руководителем, тренером. Где нужно требовать, спрашивать. Не могу сказать, чтобы я от этого сильно страдал, но переживал», — скажет потом Черенков в интервью.
Все, кто общался с ним, отмечали необыкновенную скромность великого игрока. Получая персональную пенсию от «Спартака», он так и жил в том самом Кунцево, в котором вырос, в обычной квартире, ездил на обычной машине, а ещё чаще — на метро. И до конца жизни футбол оставался его главной целью. Матчи за команды ветеранов он чередовал с играми во дворе — сам рассказывал, что не может пройти мимо играющих в футбол парней — попросится к ним, если неровные составы.
Фёдор Черенков ушёл из жизни в 55 лет — он болел, врачи диагностировали опухоль мозга. Для всех, кто видел его, Черенков навсегда останется легендой — человеком, который создавал футбольную красоту и всегда был предан команде своего сердца. А для тех, кто не видел игру Черенкова живьём, он наверняка станет красивой историей из прошлого — светлой сказкой с оттенком грусти.