«ТИТОВ - ПОСЛЕДНИЙ ИЗ НАСТОЯЩИХ СПАРТАКОВЦЕВ»
- Вы на «Спартак»? Раздевайтесь! - девушка на входе решительным жестом отправляет меня к гардеробу.
Белый зал Дома кино, что на «Маяковской», в данный момент впору переименовывать в «красно-белый». Радует глаз и то,что среди собравшихся мелькают и довольно молодые лица.
- Что вас сюда привело?
- обращаюсь к двум давно знакомым парням. Как никак, вместе искали расположение хитро спрятанного зала.- Уважение к истории легендарного клуба. Хочется посмотреть на людей разных эпох, которые ковали успехи «Спартака», приобщиться к этому.
- Среди действующих футболистов «народной команды» есть те, кто по уровню мастерства, харизме, духу близок к тем «красно-белым» легендам?
- Думаем, что все-таки нет. Не дотягивают они. Легионерам вообще все равно на нашу историю. Вот Веллитону покажи этот фильм, и что он, сразу всех рвать начнет что ли?
- Кто может стать продолжателем традиций «Спартака»?
- Последним таки человеком был Егор Титов. А из нынешнего состава... разве что Дзюба да и то с большой натяжкой.
«МЕССИ - ОДИН В ОДИН ХУСАИНОВ!»
Звучит третий звонок. На авансцене появляется автор нескольких книг о футболе, заядлый болельщик «Спартака» Борис Духон. Он напоминает, что кинопоказ приурочен к пятидесятилетнему юбилею победы «Спартака» в чемпионате страны 1962 года. Звучат и имена всех героев того сезона. На ком-то Борис Леонидович останавливается подробнее:
- Вот Гиля Хусаинов. Многие спрашивают: «а как он играл?» Посмотрите на сегодняшнюю «Барселону»: Месси - один к одному Хусаинов!
Фамилии каждого из тех футболистов встречаются продолжительными овациями. Кого-то уже нет на этом свете, кто-то не смог приехать из-за состояния здоровья, однако присутствуют их жены, дети, внуки... В этот вечер никто не забыт.
- Спасибо тем, кто делал этот фильм, - берет слово Валерий Леонидович Рейнгольд, нападающий той прекрасной команды. - Спасибо за возможность хотя бы на минуту увидеть моих друзей снова молодыми и красивыми.
У нас было три прекрасных вратаря, которые играли на высочайшем уровне: Фролов, Ивакин и Маслаченко, - продолжает спартаковец. - Был Игорь Нетто - величайший спортсмен. На мой взгляд, не скоро еще на свете появятся такие люди. Человек 10 лет был капитаном сборной СССР и «Спартака», был беззаветно предан футболу. Вот мы сейчас постоянно хвалим Месси, Криштиану Роналду, но мало внимания уделяем футболистам того времени.
У нас была великая команда. Поставь на ворота дворника - мы бы все равно выиграли тот чемпионат. Я вам так скажу: играть в паре с Анатолием Ильиным - этого достаточно, чтобы закончить с футболом!
Не обходит вниманием Рейнгольд и ставшую уже легендарной историю про муху: как начальник команды Николай Петрович Старостин искусно отправил насекомое в небытие со словами «вот так будет и с «Динамо».
- Мы играли за Симоняна, Дементьева, Старостина. Не то что «Спартак» настоящего, футболисты которого, надевая красно-белую форму, на поле просто валяют дурака. Так играть в футбол нельзя! «Спартак» - это образ жизни! - гневно завершает Рейнгольд под гром аплодисментов.
ВЕХИ ИСТОРИИ
Спустя несколько секунд на экране начинают показывать, как же надо играть. Кадры, словно калейдокоп, перелистывают страницы спартаковской истории. Страницы, наполненные великими победами, легендарными игроками и тренерами, неповторимой изящной манерой игры и несгибаемым духом. Схватки с басками, два подряд довоенных золотых дубля, братья Старостины, суперкоманды 50-х и 60-х, падение в 70-х и пришествие Бескова с Романцевым...
- Я как будто прожил заново кусок жизни, - говорит после премьеры чемпион страны в составе «Спартака» 1969-го года Евгений Серафимович Ловчев. Голос его заметно дрожит. - Когда я мальчишкой пришел в «Спартак», рядом со мной были Нетто, Ильин и другие легенды. Это потрясающие, живые, искренние люди, и я до сих пор с уважением отношусь к ним. И в этом тоже заслуга братьев Старостиных - они воспитали всех нас нормальными людьми.
«У ВАС-ТО, НЕМЦЕВ, КАКОЙ ПРАЗДНИК?»
В подтверждение этого Евгений Серафимович начинает травить байку.
- В 90-х я руководил ветеранами. И ко мне обращается один председатель колхоза из-под Тулы, мол, привези команду ветеранов и артистов. 8 мая загрузились мы в автобус, едем, решили сделать привал. Достали бутерброды, термосы с кофе. Вот, кстати, говорят что у нас в команде легионеров не было? Как же так? Рейнгольд же немцем был! А уж когда они с Юркой Севидовым друг над другом подшучивать начинали, так тут хоть сразу фильм начинай снимать.
Так вот подходит ко мне Валерка и говорит: «Жень, ты нам разрешишь выпить немножечко, все-таки праздник». На что Севидов ему: «У вас-то у немцев какой праздник?» Рейнгольд вскипел, доказывает, что у него, мол, отец до Берлина дошел. Ну а Юра его «добил»: «Ага, сначала до Москвы дошел, а потом обратно до Берлина».
- Но это еще не все, - продолжает Ловчев. - Я в той игре под Тулой пять мячей забил, а Севидова после первого тайма заменили. А для лучшего игрока матча председатель подготовил приз - самовар. И вот подходит он к Юре, спрашивает, кому приз-то отдавать? Севидов и ляпнул: «Рейнгольду». Я потом весь злой у Валеры спрашиваю: «Ну за что тебе дали-то?». Знаете что он ответил? За мастерство!
Да, были люди в свое время...
Прошел ли «Спартак» свою точку нозврата? Именно такой вопрос задается
в конце фильма. Хочется верить, что пока живы люди, которых, следуя
знаменитой фразе Старостина, «разрежь - так он будет наполовину красным,
наполовину - белым», то легендарный клуб снова гордо расправит крылья и
отправится в свой очередной славный полет.
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/573729