Да не обидятся на автора болельщики с очень большим
стажем, но эпоха 80-х в противостоянии «Спартака» и киевского «Динамо» —
она и точно особая. Нет, конечно, и ранее были великолепные, особо
важные, супернапряженные матчи, в которых соперники отдавали борьбе все
силы: киевляне сражались за родную Украину, москвичи — за честь города и
клуба. Побеждали если не поочередно, то примерно поровну.
У
москвичей есть некоторое статистическое превосходство (50 побед против
38 до 1991 года), но на огромной дистанции оно не столь существенно. Но
все же это была чисто спортивная конкуренция.
Все изменилось в
конце 70-х, когда на свет появились «авторские» команды великих тренеров
— Константина Ивановича Бескова и Валерия Васильевича Лобановского.
Украинский мэтр делал ставку на мощь, скорость, выносливость,
тактическую выучку и слаженные командные перестроения. В игре динамовцев
коллективное начало превалировало над индивидуальными действиями (хотя
технарей хватало), а скорость и рационализм — над эстетикой. «Спартак»
Бескова был абсолютным антиподом киевлян. В игре Федора Черенкова, Юрия
Гаврилова, Сергея Шавло, Георгия Ярцева, Евгения Сидорова не наблюдалось
динамовской мощи и напора, зато была изысканная индивидуальная техника и
гениальная игра в короткий пас. «Спартак» тоже играл коллективно, но
это был иной коллективизм, основанный не на механическом исполнении
задания, а на тонком чувстве партнера и игровой взаимопомощи…
То
противостояние вышло за рамки Москвы и Киева. Оно стало спортивным
отражением вечного идеологического спора физиков и лириков, начал
творческого и рационально. А «Спартак» и «Динамо» — его флагманами, даже
символами. И болельщики в своих пристрастиях к командам делились уже не
по украинско-российскому рубежу, а по отношению к идеологии. В столице
страны было немало поклонников стратегии Лобановского, при этом многие
украинцы предпочитали стиль Бескова. По сути, каждый советский любитель
футбола являлся участником этого спора, занимая чью-то сторону. Но это
не мешало людям болеть за «свои»: идеологическое противостояние «Динамо»
и «Спартака» шло как бы параллельно с чемпионатами СССР. Причем
локальные успехи тбилисцев, питерцев или, например, минчан нисколько на
его уровень не влияли. И счет на табло в очных встречах, критерий
футбольной истины, тоже не срабатывал: успехи Бескова и Лобановского
были равновеликими, а конкретный матч — всего лишь одним из аргументов в
принципиальном споре.
В 90-е идеологический спор продолжился,
хотя встречи стали более редкими. И «Динамо», и «Спартак» сохраняли свое
лицо и отношение к футболу. Пузач, Сабо, Фоменко, Онищенко — все они
были идейными наследниками Лобановского, и вплоть до его возвращения в
команду они сохраняли заложенные мэтром стилистические традиции. Точно
так же, как Олег Романцев берег и приумножал игровую идеологию Бескова. В
это время уже можно было говорить об украинском и российском стиле,
ведь сборные в основном состояли из игроков «Динамо» и «Спартака».
Противостояние вышло на национальный уровень.
В XXI веке связь
времен разорвалась. «Спартак» не сумел сохранить великое наследие и
поменял игровую концепцию. Или просто утратил ее. Да и в «Динамо» после
ухода из жизни великого тренера Лобановского произошло нечто подобное:
клубная философия канула в прошлое. Но дух великого противостояния
великих клубов — он остался, рождая возможность вспомнить славное
прошлое, задуматься о тех счастливых временах.
Георгий Олтаржевскийhttp://news.sportbox.ru/