Что объединяет и чем отличается "Спартак" романцевской эпохи от "Спартака" эпохи Л. Федуна
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотой мой «Спартак» Москва.
Тогда, в далеком 2001 году, гимн Москвы, измененный на спортивный лад, с гордостью распевался болельщиками девятикратных чемпионов России. Слава, народная любовь,узнаваемый стиль игры и зависть принципиальных соперников - таким ореолом была окутана команда Олега Романцева.
Пройдет всего год и в клубе многое изменится. «Спартак» впервые за шесть лет проиграет в борьбе за первую строчку отечественного первенства. В Лиге Чемпионов будет установлен знаменитый антирекорд «1-18», а на футбольном небосклоне зажгутся новые звезды: «Локомотив», цска и «Зенит».
В последние годы все чаще от болельщиков, и в особенности от ветеранов клуба, слышатся неутешительные выводы: нынешний «Спартак» не имеет никакого отношения к своему прошлому. «Красно-белых» в том виде, в котором их полюбили когда-то, больше нет. Осталось лишь название. Проанализируем, так ли это. По пунктам.
Эмблема и форма
Эмблема — всегда лицо команды, знак, узнаваемый из тысячи. Собирательный образ для истории клуба. В 2001 году знаменитый красно-белый ромбик уже не являлся классическим. Тремя годами ранее, когда футбольная команда вышла из состава общества «Спартак», руководство добавило внутрь символики новый элемент - футбольный мяч. Болельщики восприняли новинку в штыки, ведь первоначальный логотип рисовал никто иной, как основатель «Спартака» Николай Старостин. Теперь же крен был дан в сторону существенных изменений. Но три клубных чемпионства подряд остудили праведный гнев, и новая эмблема была принята публикой, став победной преемницей первоначальной символики.
Смена эмблемы в 1998 году была скорее вынужденной мерой. Команда должна была выживать, а делать это совместно со всем спартаковским обществом на тот момент стало невозможно. Время для всей страны, и для футбола в частности, было нелегкое.
Другое дело год 2013, когда «красно-белые», пусть и не жировали, но были одними из самых обеспеченных в лиге. Тогда же во всеуслышание было объявлено о «первом ребрендинге в истории клуба». Редизайн спартаковского логотипа включил в себя элементы как классического ромба, так и его варианта с мячом.
Но самое главное, с косметическим ремонтом команда словно стала чуть дальше от собственной истории. Всё-таки новый символ, даже два года спустя, выглядит несколько чужеродным, и пока символизирует собой только скандалы, невыразительную игру и неясные перспективы.
То же касается и формы, подвергнутой существенным изменениям. На место классической формы 2001 года, красной майке с обязательными штрихами белого на ней, в 2015 пришла футболка красно-бордового цвета. Классика капитулировала перед фантазией, еще больше оторвавшей команду от своего исторического наследия. «В наших цветах нет бордового», - кричали болельщики, но их возгласы никто не слышал.
Стадион, посещаемость, база
Зато к заслугам нынешнего руководства можно отнести тот факт, что «Спартак» наконец обрел свой дом. В 2015 году «красно-белые» играют, пожалуй, на лучшей арене в России. Да и в мире признают: «Открытие-Арена» - красавица.
Долгие годы клуб был вынужден арендовать стадионы, искать варианты проведения матчей. В 2001-м домашним стадионом для «народной команды» были «Лужники», никогда не являвшиеся, по своей сути, чисто футбольным комплексом. Смотреть футбол на «Большой Олимпийской арене» было удовольствием на любителя. Из-за примыкавших к полю беговых дорожек трибуны всегда находились несколько на отшибе. Кроме того, газон в «Лужниках» искусственный, а значит получить травму для игрока на нем проще простого.
«Открытие-Арена» лишена таких недостатков: удобные трибуны, хорошая инфраструктура, естественное покрытие. Вот только в последний раз спартаковская торсида испытывала победное ликование именно в неудобных «Лужниках». И сколько понадобится времени на то, чтобы на новой арене отпраздновали долгожданное чемпионство - задача со звездочкой.
Впрочем, это совсем не мешает поклонникам «народной команды» обживаться на новом месте. Уж в чем в чем, а по посещаемости домашних матчей «Спартак» первый в лиге. Что немаловажно, в среднем количество зрителей на трибунах, даже при не самых лучших результатах, увеличилось с 2001 года почти на 10 тысяч – с 17320 до 27380 зрителей. Осталось, чтобы качество игры, наконец, стало соответствовать числу болельщиков, приходящих поддержать любимый клуб.
Сменила свой облик и база «Спартака», знаменитая Тарасовка. В 2011 на ней был проведен капитальный ремонт, в результате которого появилась современная техника для просмотра и разбора матчей, добавилось количество полей, тренажеров в тренажерном зале. В восстановительный блок было завезено новейшее оборудование, а номера стали более удобными. Теперь весь интерьер Тарасовки словно напоминает игрокам, о том, за клуб с какой историей они выступают.
Как ни крути, а в хозяйственном компоненте нынешний «Спартак» пытается держаться корней.
Руководство, тренерский штаб, состав
Но сравнивая один и тот же клуб в двух временных точках, важно помнить об одной вещи : команда в 2001 и 2015 — почти разные организмы по своему устройству. В 2001-м российские клубы нуждались не просто в главных тренерах, руководящих исключительно спортивным процессом, а в хороших хозяйственниках, которые могли наладить повседневный быт. Добыть, договориться, организовать — все это обязанности тренера в конце 90-х – начале нулевых.
«Спартаку» в этом плане повезло. В 2001 году легендарный Олег Романцев еще сохранял за собой в клубе должности президента и главного тренера, не без успеха совмещая обе. Команда была обеспечена, а как известно «и больному легче, коли доктор сыт». В этом гибридном способе управления крылась и другая немаловажная деталь. Романцев-президент всегда знал, что нужно Романцеву-тренеру, и незамедлительно старался это получить. Все было подчинено одной цели — достичь максимального результата для родного клуба. Не зря восемь из девяти российских чемпионств «Спартака» прочно связаны именно с романцевской эпохой.
Но важно и другое: тренерский штаб команды (в который помимо самого Романцева входил и Вячеслав Грозный) и большая часть состава 2001 года говорила на одном языке — русском, а значит понимала формулировки тренера довольно-таки точно. Это также не могло не сказываться на качестве игры.
По прошествии 14 лет в российском футболе в общем, и в «Спартаке» в частности многое изменилось. Существует менеджмент, существует главный тренер, который занимается только тренировками. С одной стороны, это хорошо. С другой — не очень, ведь без прочной поддержки со стороны генерального директора добиться результата сложно.
В 2015 году, то есть за 10 лет пребывания Леонида Федуна в должности президента клуба, у «гладиаторов» так и не появилось работающей вертикали власти. Президент, совет директоров, генеральный директор, спортивный директор, главный тренер живут уже который год в асинхронном движении. Каждый тянет в свою сторону, каждый видит как должно быть. Концепция развития меняется из года в год со скоростью движения света. Парадокс в том, что клуб, в разные времена объединявщий в себе единомышленников, сейчас выглядит самым разобщенным. А «когда в товарищах согласья нет»…
Кроме того, поражает и другое — нынешний тренерский штаб Мурата Якина не соответствует спартаковским традициям и пониманию игры. Это было бы простительно, если бы у команды были бы видны тренерские наработки и результат. Но на данный момент нет ни одного, ни другого. Также как среди помощников Якина нет ни одного русскоговорящего тренера, в то время как Андрей Тихонов, легендарный спартаковский игрок, не без успеха помогает Олегу Кононову в «Краснодаре». В родном клубе он почему-то не пришелся ко двору.
А еще в нынешнем «Спартаке» нет таких игроков как Ананко, Парфенов, Ковтун, Калиниченко, Титов, Бесчасных или Писарев. Все они выступали за Спартак 2001 года, и именно их имена, а не легионеров, навсегда остались в памяти спартаковских болельщиков. Вряд ли кого-то из нынешнего состава будут помнить с такой же теплотой и любовью.
Давно, когда братья Старостины выбирали цвета для своего клуба, они словно пытались взять лучшие значения для красно-белой формы своей команды.
Тогда им это удалось: история «Спартака» - это история борьбы и побед, искрометной игры, чистых и целеустремленных людей. Но 14 лет назад что-то пошло не так. Несмотря на ремонт базы и постройку своего стадиона, сейчас клубом дан старт на последнем отрезке пути от славы к усреднению (о забвении страшно даже подумать). «Спартак» теряет свой огненный красный цвет. Взамен его остается только холодная белая маска безраличия и пугающего безволия, ледяной аурой идущих от команды. То, против чего всегда боролись спартаковцы.А это значит, что слова ветеранов о том, что все мы теряем самый титулованный и самобытный клуб страны, не беспочвены.
Осталось ли у команды время, чтобы повернуть назад к своим корням?
Возможно, ведь первый шаг был сделан Леонидом Федуном, когда он собрал совет, состоящий из ветеранов. Что это - попытка вернуть было величие или банальный популистский ход? Ответ мы наверняка узнаем уже скоро, когда увидим, кто возглавит «Спартак» в новом сезоне. Будет ли этим человеком Дмитрий Аленичев, которого так жаждут видеть в кресле главного тренера болельщицкие красно-белые массы и СМИ, или кто-то другой? Это и будет ответом на главный вопрос - есть ли вообще у нынешнего менеджмента «красно-белых» цель вернуть к жизни тот «Спартак»?
Источник:
|