Футбольный "Спартак" – мягко говоря, небезразличная мне команда. Болею за нее с 8 или 9 лет, хотя в свое время жил рядом со стадионом "Динамо", где, будучи пацаном, подавал футболистам мячи.
Мне всегда импонировал яркий атакующий футбол, в который спартаковцы играли и во времена моего детства, и позже – к примеру, когда их возглавлял мой старый знакомый Олег Романцев. До сих пор дружу со многими людьми, чья жизнь связана с этим клубом. Любовь к "Спартаку" не ржавеет, невзирая на результаты. А какие они были в последнее время – сами знаете.
Итоги почти пятилетней работы Валерия Карпина, на мой взгляд, нельзя оценивать однозначно. В наш футбол он вернулся из Испании амбициозным молодым человеком, абсолютно преданным "Спартаку" и горячо желающим добиться вместе с ним максимального результата. Эти качества не могли не импонировать руководству клуба, с которым у Карпина сложились хорошие отношения. Ничего плохого в этом, разумеется, нет. Вопрос лишь в том, что опытом тренерской работы Карпин поначалу совсем не обладал.
Сам он, видимо, считал, что и так знает едва ли не все. Подобная уверенность характерна для людей определенного склада – в частности, некоторых известных спортсменов с сильным "я", которым кажется, что для успеха в тренерском деле достаточно иметь лишь опыт выступлений на высоком уровне. На самом деле это, конечно, самообман. Без полномасштабных специальных знаний трудно научиться с помощью тактических перестановок менять ход неудачно складывающейся игры, с чем, кстати, у "Спартака" периода Карпина часто случались проблемы.
Важен и психологический аспект. Ведь профессионализм тренера подразумевает, с одной стороны, непреклонность в принятии решений, а с другой – умение разными способами снимать противоречия внутри команды и направлять энергию подопечных в нужное русло. Для этого требуется определенный тип характера, поэтому далеко не каждый тренер способен работать в больших клубах. Можно привести немало примеров квалифицированных специалистов, которые добиваются относительных успехов, имея под рукой средний контингент игроков и оказываются едва ли не бессильны, имея дело со звездами.
Оказавшись в новой для себя ситуации, Карпин из самых лучших побуждений стремился созидать. Но, увы, то и дело обжигался. Неудивительно, что до самого конца его работы в "Спартаке" блеск сочетался с треском.
Вероятно, выбирать оптимальный путь достижения результата Карпину порой мешали и завышенные амбиции. Например, на его месте я бы не стал в межсезонье публично обещать, что в этом году "Спартак" станет чемпионом. Да, подобные заявления вроде бы дополнительно подзаряжают игроков, но только в том случае, если все идет гладко. Если же затем наступает период неудач, команда порой быстро ломается. Кстати, "тяжелые ноги" спартаковцев в последних матчах могут быть не только следствием ошибок, допущенных тренерами в процессе работы зимой. Усталость зачастую наступает от нервов, а не от плохой функциональной готовности.
В конце концов руководство "Спартака" отправило Карпина в отставку. С нынешней клубной кухней красно-белых я не знаком, а потому мне трудно объективно оценить аргументы в пользу этого решения. И все же представляется, что Карпину стоило дать возможность доработать нынешний сезон до конца.
Во-первых, черная полоса, в которой сейчас оказался "Спартак", – сумасшедшая школа, необходимая любому тренеру, и Карпин не мог не сделать для себя определенные выводы. Во-вторых, конфликтов в команде в последнее время вроде бы не было, а это само по себе важно. В-третьих, никто лучше Карпина не знает футболистов из нынешнего состава, а в той непредсказуемой борьбе, которая идет сейчас за призовые места, на первый план выходит психология. В такой ситуации команда под его руководством вполне могла бы сплотиться и, переварив весь выплеснувшийся на нее негатив, "выстрелить" за счет спортивной злости – так же, как, к примеру, это удалось нашим биатлонистам на Олимпиаде в Сочи.
Если же говорить о будущем тренере "Спартака", то по большому счету мне очевидно одно. В российском футболе есть масса еще сравнительно молодых и в то же время достаточно опытных специалистов, в том числе и со спартаковским прошлым, которым пока не дали раскрыться. Именно кому-то из них, на мой взгляд, и следует предоставить шанс.
Шамиль Тарпищев – президент Федерации тенниса России, капитан национальной команды в Кубке Дэвиса, член МОК
sport-express.ru
|