Обозреватель Sportbox.ru – о серебряной команде юношеского чемпионата Европы.
Как человек неординарный и всегда готовый к полемике, Сергей Галицкий нередко пускается в заочный спор со спортивным департаментом РФС по поводу методов и критериев, установленных в юношеских сборных. Будучи хозяином самой крутой в стране академии и просто человеком, глубоко погружённым в предмет подготовки резерва, он, безусловно, имеет на это право. Но вот главный его посыл: надо, чтобы мальчик умел обращаться с мячом, а не биться — при всём искреннем к боссу «Краснодара» уважении не кажется абсолютом.
Конечно, радикальное противопоставление — или играть, или биться — вообще неуместно: футболист должен уметь то и другое. Но если выбирать приоритет, то это всё же характер. Потому что самый изощрённый искусник, лишённый внутреннего стержня, в любом спорте, и футболе в том числе, ничего не добьётся. Это во-первых. А во-вторых, такова наша традиция.
Отечественные футболисты никогда не слыли технарями. И редко кто из них в искусстве обращения с мячом мог соревноваться против игроков, допустим, латинской школы. В этом смысле сегодняшнее поколение ничем принципиально не отличается даже от самых великих предков. Достаточно пролистать хроники. Вот, допустим, исторический для нас финал первого Кубка Европы 1960 года: игру вели югославы, а победили мы. А вот не менее исторический ЧМ-1966: качество футбола — весьма умеренное, результат — бронза. Ряд подобных примеров можно продолжать. И главная причина такого приятного для нас несоответствия по сути всегда будет одна — характер.
Потом он куда-то делся. Вероятно, ломка государственных устоев изменила и наше мироощущение. Самооценка устремилась к нулю, пришло время преклонения перед заграницей. Иной раз за наших мастеров даже становилось неловко, настолько сильным было ощущение, что от перспективы встречи с какой-нибудь немецкой или испанской командой в штанах некоторых из них становилось тепло и сыро. Хорошо запомнилась центальная мысль в многочисленных интервью молодого Андрея Аршавина: самое главное для нас — перестать бояться. Перестать смотреть на великих снизу вверх. С Гусом наконец перестали — и подарили стране сказку Евро-2008. Тогда хотелось верить, что свои комплексы мы одолели навсегда. Но нет, зашуганность по-прежнему прёт из нас наружу при каждом сколько-нибудь серьёзном международном опыте.
Так вот, главная прелесть парней Хомухи в том, что в них нет ни грамма этой ссыкливости. Они словно из другого времени, откуда-то из покрытых архивной пылью краснознамённых времён.
Не так давно Фёдор Смолов вспоминал молодёжный Евро-2013. Мол, во время отборочного цикла тренер просил нас расслабиться, играть в активный футбол, а в финальном турнире указания переменились с точностью до наоборот: играть строже, примитивнее, выносить мяч как можно дальше. Стоит напомнить, что соперниками России в группе финального турнира тогда были сборные Испании (0:1), Голландии (1:5) и Германии (1:2). Сейчас команде Хомухи достались те же самые соперники. Но насколько же другой была на их фоне сборная России!
Знаете, какое впечатление от нынешней сборной оказалось самым сильным? Нет, не голы и не комбинации. А последние минуты группового турнира. Мы играли с Германией, на табло был счёт 2:2, который устраивал нас, но не устраивал соперника, и рефери назначил пять дополнительных минут. Давайте представим себе в подобных обстоятельствах любую российскую команду. Привычная картина такова: наши вжались в свою штрафную, над ней ядром свищет мяч, а тренеры и болельщики, держась за сердце, считают секунды. И кто при этом напротив, принципиальной разницы нет: хоть киприоты, хоть македонцы. А здесь были те, про кого однажды было произнесено бессмертное: «Футбол — это игра, в которую играют две команды по одиннадцать человек, а побеждают всегда немцы». Так вот, парни Хомухи заканчивали тот поединок уверенным контролем мяча на чужой половине, а в момент, когда судья дал финальный свисток, собирались подавать угловой.
А ведь объективных причин для уверенности у соперников было больше. В составе любой из команд этой большой тройки преобладали люди, которые имеют более-менее стабильную практику на клубном уровне. А что это за лиги, понятно без слов: Испания, Германия, Голландия. Наши пацаны в РФПЛ отыграли крохи. И тем не менее против каждого соперника выходили без дрожи в коленках, каждому пытались диктовать свою волю. Получалось не всегда, и финал тому подтверждение, но стремление было.
Упёртость, организованность, динамика — вот, пожалуй, три традиционные, из поколение в поколение, основы нашего футбола. И все они присутствовали в команде Хомухи. Национальной футбольной традиции эта сборная соответствовала гораздо точнее, чем многие наши более взрослые команды. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», — хотелось цитировать Александра Сергеевича, глядя на этих мальчишек.
Потому и очень не хочется сейчас, чтобы наш футбол потерял эту команду, этот оазис собственного достоинства.
И очень не хочется терять этих пацанов. Тот самый характер жизнь теперь востребует уже не в команде, а от каждого персонально. Пробиться в настоящий футбол, преодолеть конкуренцию старших коллег, осторожность тренеров и искусы больших контрактов без крепкого духа не получится. И пусть мальчишки докажут, что мы в них сейчас не ошиблись.
http://news.sportbox.ru
|