Чаще всего разговор о работе Унаи Эмери начинается с того, чтобы найти ключ к конкретной спартаковской проблеме в валенсийской практике маститого тренера. Чаще всего разговор на этом и заканчивается, поскольку в теме придется утонуть, если, конечно, сразу ее не бросить. «Валенсия» играла много, показывали ее в ее эмеристический период обильно, примеры можно приводить на все случаи жизни и, конечно, именно тот матч, на который обопрется в своей теории ваш собеседник, вы и не смотрели. Смотрели другой – не тот, что он. И у вас будет долгий счастливый разговор из двух монологов, в конце которого вы обсудите, насколько все-таки хорош результат из трех третьих мест подряд в Ла Лиге, или сколько их там было. . На самом деле никакого ключа к пониманию спартаковских проблем практика Эмери в «Валенсии» не содержит. То, что можно уверенно констатировать, предельно общо. Эмери ставит атакующий футбол, отличительные особенности стиля вроде атакующей роли крайних защитников или предпочтение использовать одного чистого форварда на острие в степени, может, и не равной, но вполне достаточной относятся к практически любому испанскому тренеру. И не только испанскому. И к тренеру Валерию Карпину все это тоже относится.
Добавим к этому, что, вообще говоря, «Спартак» находится в принципиально иной ситуации, чем «Валенсия». Прежняя команда Эмери каждый год игроков теряла, и это определяло задачи тренера. Как, кстати, их и прежняя команда Эмери теряла – очень даже увлекательная в свой эмеристический период «Альмерия». «Спартак» игроков покупает, в этом отношении мы либо придем к забавной версии, что покупать игроков вредно и надо срочно кого-нибудь из лидеров сбагрить, либо констатируем, что одно просто не имеет отношения к другому.
Никакого ключа к пониманию спартаковских проблем практика Эмери в «Валенсии» не содержит
Приплюсуем еще и то обстоятельство, что и высокое место в национальном чемпионате, которое занимала «Валенсия» столь стабильно, – успех несомненный. Однако делает ли это «Валенсию» самой успешной командой Испании после Реалбарсы? За это время баски с Бьельсой одерживали шикарные победы над европейскими грандами, «Атлетико» собрал бликующую коллекцию еврокубков, незадолго до того «Севилья» стояла вровень с Барсеалом, не обладая выдающюмися ресурсами... Одно не умаляет другого, но что смотрится более успешным – вопрос, не так ли?
Но всего этого можно было бы и не говорить на самом деле. Потому что мысль о том, что тренер такой-то каждый раз на новом месте будет как подорванный повторять свою прежнюю команду, является дурацкой. Не так уж и много в мире тренеров, которые создали собственный стиль – Эмери не состоит в этом клубе, да и даже они отнюдь не лепят на новом месте копию прежнего. «Интер» Моуриньо – не «Реал», «Атлетик» Бьельсы – не сборная Чили, главное как раз отличия, а не сходства. Но это и не наш случай.
А стоит сравнить другое, то, что имеет самое прямое отношение к ситуации в «Спартаке». Мы можем анализировать, в чем преемственность между Карпиным и Эмери. Они близки идеологически, ровесники, они выращены, в сущности, в одной среде и испытывали очень сходные влияния, но помимо этого они очень разные люди. А тренер не только носитель знаний и методик, он в первую очередь руководит коллективом людей.
Карпин управлял командой железной рукой. Он, в сущности, был ее лидером. Что имело свои сильные и слабые стороны. Он решал в клубе вообще все вопросы, и дело именно не в крутизне, а в абсолютном проникновении во все отрасли жизни: футболисты приходили в клуб, подписав с ним контракт как с менеджером и начинали тренироваться в соответствии с его тренерскими взглядами. Нет, Валерий, безусловно, не тиран. Но он лидер – как был им во всех командах, в которых играл.
Эмери тренер совершенно иной породы, чем Карпин. Он просто тренер – и все
В сущности, он сперва был назначен тренером, а вернее – ему пришлось это сделать, и только потом, уже по ходу дела он простраивал свои немалые знания, полученные за карьеру игрока, в собственную методу работы. У Эмери все ровно наоборот.
Эмери же тренер совершенно иной породы. Он просто тренер – и все. Он только на профессиональные знания опирается, ему просто нечем было пробиваться в жизни – через низшие дивизионы и так далее. Меня очень впечатляет тот факт, что, меняя команды, он никогда не брал, что называется, с собой игроков. Да и не могло иначе быть – например, команда «Лорка» с ним без особенных приобретений за два года дошла из третьего дивизиона до борьбы за выход в Ла Лигу. Переходя в благополучную и перспективную «Альмерию», кого он мог туда взять, даже если б захотел? Да никого. «Лорка» на следующий год рухнула, откуда пришла.
Конечно, некоторые игроки «Альмерии» потом появились в эмеристической «Валенсии», но это был совершенно другой процесс – уходили лидеры, команда нищала, а приходил Эмери в банду, где забивал Вилья с передач Сильвы, где Давид Альбельда, каменный лидер, годом раньше молчаливым бунтом выкинул из команды тренера Кумана... Эмери мог быть только тренером. Не больше; но и не меньше. Ничего, кроме своих знаний, он команде не мог предложить – да у нее все остальное и было при себе.
С заменой тренера Карпина на тренера Эмери, и в качестве дополнительного катализирующего обстоятельства – очередной травмой капитана Паршивлюка в команде, как мне кажется, возник определенный вакуум. Это даже не до конца спортивная проблема. И она неизбежна – точно так же, как Карпин как единоличный босс только так и мог сыграть свою роль в том, чтоб на себе вытащить команду из смутных времен, в сущности безвластных – так и этап модернизации неизбежен. Управленческая ситуация времен первого и точно не последнего периода работы тренера Карпина наряду с плюсами имел и издержки – как все на свете.
Отказ от услуг Эмери – ситуация для «Спартака» крайне нежелательная
Мне тоже поначалу казалось и верилось, по первым-то играм, что смена тренера произошла на удивление плавно. И что главная опасность – адаптация Эмери к работе в чужой стране. Это оказалось ерундой – Эмери вообще не в стране работает, а в кабинете и на поле, ему остальное по барабану – на своей человек волне. Строит он в «Спартаке» команду, которая совсем по-другому играет. Если вкратце, он отказался от крайних хавбеков – бровки за защитниками, а два атакующих хава должны играть, много перемещаясь – в испанском есть термин «interiores»: образно говоря, бровочники растягивают пространство игры как можно шире, выраженный центрфорвард – вперед, создавая глубину, а атакующие полузащитники в этом пузыре и должны сочинять игру, обнаруживать лакуны во вражеском построении, врываться в пустоты. Это штука довольно крутая и вполне себе новая. Модерн...
Отказ от услуг Эмери – ситуация для «Спартака» крайне нежелательная. Ну, конечно, помимо какого-то страшного и однозначного провала. Тогда получится, что просто тренера команда воспринять не в состоянии. И кто тогда захочет, ощущая себя временщиком, пробовать в «Спартаке» после него? То, что у команды под руководством Эмери что-то не получается, – нормально. Его и звали, чтоб он ее менял. Пускай работает, корячится – он в этом и силен. Для того, чтобы команда шла вперед, она должна меняться, а для перемен всегда требуется время. Тут ничего нового.
Так в футболе и нет ничего нового.
|