Его команда сделала почти невозможное: едва унеся ноги при встрече с ней, лидер и без пяти минут чемпион вполне искренне ощутил себя победителем. Подводя итоги 26-го тура чемпионата России, Sportbox.ru в традиционной рубрике «Фигура» представляет тренера «Спартака», который дал понять, за что его стоит уважать.
Большие матчи – явление особое. Они открывают не только игровые возможности, но и человеческую натуру. Кто-то в такие дни робеет, кто-то мобилизуется, а кто-то просто ловит кайф. Мурат Якин, похоже, из последних.
Вот экран показывает нам, как за час-другой до игры с «Зенитом» спартаковский автобус прибывает на стадион. Тренер появляется из открывшейся двери с лёгкой улыбкой на лице. Останавливается около встречающих, о чём-то шутит. Его умиротворённый, словно он приехал в отпуск, а не на битву, вид резко контрастирует с обликом других участников матча. Сжатые губы, пустые взгляды – что у спартаковцев, что у зенитовцев. И на этом фоне – безмятежный Якин.
Вот другой телевизионный план: тренеры соперников перед игрой вместе выходят на арену. Оба улыбаются, о чём-то живо беседуют, причём инициатива явно принадлежит спартаковцу. Якин придерживает Виллаш-Боаша чуть дольше, чем предполагает простой протокол вежливости, наклоняется к уху коллеги, видимо, о чём-то шутит, поскольку следом оба смеются – в общем, опять налицо полнейший неформат.
А вот уже в разгаре матч. Якин на ногах, руководит игрой. И опять это совсем другой Якин, чем нам показывала камера в недавних турах. Тот, образца «Кубани» или «Ростова», был зажат, застёгнут на все пуговицы и вообще предпочитал наблюдать за мучениями своей команды, глубоко вжавшись в кресло. Этот же участвовал в игре. Но без надрыва, предполагаемого статусом поединка, без резких жестов и яростных гримас – спокойно и деловито.
Ровно так же, к слову, играла и его команда. Она явно была в курсе, как себя вести против лидера чемпионата, и прилежно претворяла в жизнь утверждённый штабом план.
О последнем стоит сказать особо. Судя по всему, избранной моделью игры Якин несколько озадачил Виллаш-Боаша. Соперник, похоже, рассчитывал, что «Спартак» сыграет в пять защитников, как этой весной случалось чаще всего. Но «Спартак» сыграл в четыре. Якин не побоялся против Халка ограничиться парой Макеев – Таски и, как показала игра, был абсолютно прав. Ни лучший бомбардир чемпионата, ни весь «Зенит» по сути и не имели возможностей для взятия ворот. Выпад Данни на второй минуте был спровоцирован неловкостью Ромуло; в дальнейшем красно-белые подобных казусов избегали, и «Зенит», помимо контроля мяча, никаких выгод не имел.
Причём преимущество во владении перешло к гостям только в заключительные полчаса игрового времени. А прежде мячом – и инициативой – чаще владели хозяева, и это, возможно, вообще было главным открытием дня. «Спартак», который, казалось, и против аутсайдера с радостью избавляется от мяча, вдруг взялся диктовать свою волю почти что чемпиону! Такого, конечно, не ждал никто.
А появление в старте Вячеслава Кротова? Это ведь акт тоже в некотором роде демонстративный. Что, мол, тут такого: выходил же паренёк против «Мордовии» и «Рубина», почему бы не выйти и против «Зенита»? За таким решением тоже ощущается внутренняя сила тренера, его уверенность в себе и команде.
Всё это и в условиях абсолютного внешнего комфорта выглядело бы не совсем стандартно. А ведь его, комфорта, не было и в помине. Сколько раз после игры в публичном пространстве прозвучали темы призыва Аленичева или демарша Озбилиза? Сегодня о них никто не вспоминает, хотя все последние недели «Спартак» был по самую маковку погружён в атмосферу недоверия нынешнему тренеру. Хоть чем-то в день матча с «Зенитом» Якин намекнул на переживания по этому поводу? Мимикой, словами, жестами? Вот то-то и оно.
И главное, что команда была полностью ему послушна. Матч показал, что она управляема. На футболистов информационная канонада могла повлиять ещё больше, чем на тренера, но, выходит, не повлияла.
Трудно сказать, откуда в Якине такая стойкость, такая расположенность к большим матчам. Что это, врождённое или благоприобретённое. Истинное или напускное.
Конечно, если судить по замене, которую спартаковский тренер сделал в самый последний момент и за которой последовал спасительный для соперника гол, внутренней твёрдости ему всё же немного не хватило. Впрочем, это решение вполне могло иметь технологическое свойство, а не ментальное. По крайней мере последующая реакция: «Ничья равносильна поражению» – заставила поверить, что упущенной победой он неподдельно раздосадован.
Якин в тот день приезжал на стадион неудачником, а уезжал в некотором смысле триумфатором. Когда главный герой сезона неумеренно ликует от счастливого спасения при встрече с главным лузером, моральным победителем трудно считать того, кто едва унёс ноги. Скорее всё наоборот.
Сложно сказать, что там будет дальше со спартаковским футболом и с местом в таблице. Но вот играть большие матчи и получать от них удовольствие «Спартак» с Якином определённо научится. А это ведь тоже дело.
Хотя для окончательных выводов лучше всё-таки подождать ещё пару недель. До дерби с цска.
http://news.sportbox.ru
|