Впервые на футбольный матч я попал летом 1952 года с отцом, который по понятиям того давнего времени был ярым болельщиком «Спартака». Было мне тогда 6 лет.
На стадионе «Динамо» в тот день «Спартак» играл с «Торпедо». Игра мне понравилось, однако, болельщиком я в тот день еще не стал. Но что-то в запало в детскую душу, и уже в 1953 году, будучи первоклассником, я вел таблицу первенства СССР, в которой «Спартак» был выделен красным цветом.
За «Спартак» стал болеть в глобальном смысле, т.е. за спартаковцев во всех видах спорта, включая Исэра Купермана (стоклеточные шашки). Читал «Советский спорт» от корки до корки, кроме раздела о рыбалке. Часто ходил с отцом и «рекрутированными» мной ребятами из двора сначала на «Динамо», а позже в «Лужники».
Футбол по ТВ тогда показывали мало, но когда случалось, смотрел во все глаза. По тем временам знал о «Спартаке» все, что было доступно. Помню даже играющего Николая Дементьева. Любимыми моим футболистами были (по хронологии, хотя кого-то, возможно, упустил) Сальников, Нетто, Огоньков, Симонян, Ильин, Хусаинов, Логофет, Калинов, Абрамов, Маслаченко, Севидов, Ловчев, Дасаев, Сочнов, Гаврилов, Черенков, Шавло, Цимбаларь, Никифоров, Кечинов… Из перечня ясен мой футбольный вкус.
Но об одном спартаковце надо сказать особо. Это естественно, Валерий Карпин. По природным данным и технической оснащенности он, вероятно, уступает некоторым из вышеперечисленных. Но именно такой игрок, энергичный, колючий, страстный, упорный, бескомпромиссный, отчаянный и уверенный в себе в любой момент олицетворяет в моем уме истинного спартаковца. После изгнания из «Спартака» тренера Чернышева в 2003г. у меня сверкнула мысль, что в структуре команды просто необходим Карпин. Наконец в 2008 году Федун «внял моим чаяниям».
Я всегда болел за «Спартак» очень эмоционально (как пример могу вспомнить, как я замер, подобно библейской жене Лота, когда в конце 50-х годов «Спартак», играя в Москве с «Буревестником» из Кишинева, и ведя в первом тайме 4-0, умудрился сыграть в итоге 4-4). За карпинский «Спартак» я, весьма пожилой человек, переживал, как в детстве – вот как «омолаживают» человека футбол и, в частности, абсолютно неординарный «Спартак».
Про свои личностные пристрастия я упомянул, теперь можно сказать и о благородной ненависти. С младых ногтей ненавидел «Динамо» (из-за их жесткого противостояния к начале моей болельщицкой жизни) и ЦСКА (благодаря гениальному, но ненавистному для меня Тарасова с его гноблением Евгения Майорова и манерой «забирать в армию» всех талантливых хоккеистов, в частности нашего вундеркинда Фирсова). Впрочем футбольные «полководцы» не уступали своему коллеге. Не могу им простить сломанную карьеру Вячеслава Амбарцумяна – вот кого я готов включить в список самых талантливых игроков, но… увы-увы. Это нелюбовь к «Динамо» и ЦСКА (ЦСК МО) не ослабла и сейчас, а отрицательное отношение к киевлянам и «Зениту» носит, скорее, меркантильный характер.
Если вспомнить все годы боления, то можно попробовать выделить моменты «моего наивысшего болельщицкого счастья». Во-первых, «золотая кубковая» осень 1958 года, когда «Спартак» в конце октября в драматичнейшем финальном матче при фантастической игре Валентина Ивакина, просто поиздевавшегося над маститым Валентином же но Ивановым а затем в супердраматичной переигровке с киевлянами (3-2) сделал дубль. Не столь яркий, но любопытный факт, датируется в моей памяти 1956годом, когда «Спартак» в заключительном матче первенства с ЦСК МО уже в ранге чемпиона вышел на игру в необычных синих футболках. По этому поводу я имел жесткую полемику с историографом «Спартака» Борисом Леонидовичем Духоном. К консенсусу не пришли, но вражды между нами нет.
Второй взрыв восторга относится к весне 1962 года, когда молодой неименитый хоккейный «Спартак», возглавляемый братьями Майоровыми и Старшиновым смог на финише оставить «за флагом» тарасовский ЦСКА и чернышевское «Динамо». Посчастливилось быть в лужниковском Дворце спорта на решающем матче с ЦСКА, который развивался по всем законам качественного триллера. Это отдельное воспоминание. Но надо было видеть глаза Бориса Майорова после финальной сирены!
К тому же 1962 году относится знаменательный для меня, но исторически недоказуемый факт. Утверждаю, что мы с приятелями впервые в истории советского футбола развернули на трибуне спартаковский флаг. В то время изредка по товарищеские матчи нашей сборной , и мы видели у приезжих болельщиков всякие трещотки, трубы, а, главное, флаги своих клубов или стран. У нас это не было принято. Перед открытием сезона в Лужниках 2 мая мы кустарно изготовили спартаковский флаг – ярко красный ситцевый прямоугольник примерно метр на 70 см с белой диагональной полосой, прикрепленный к небольшому древку. Пронести эту атрибутику на трибуны тогда не составляло никакого труда. Мы очень боялись, что нам не дадут размахивать флагом сидящие рядом – чтобы не мешали им смотреть. К нашему вящему удивлению реакция окружающих была прямо противоположной – заставляли размахивать флагом без передыха. Флаг не помог – проиграли дома «Пахтакору» 2-3 (двумя дальними штрафными Красницкий «прошил» нашего Игоря Фролова и испортил всем праздник. Но флаг-то прижился и стал свидетелем многих побед в том году.
Пример оказался заразительным. Уже через пару недель у нас появились последователи, а осенью я увидел на Западе Лужников даже «фирменный» стяг «Спартака» с орденом Ленина и кистями у древка. Но мы-то были первыми! К сожалению, свою реликвию мы через полгода забыли в электричке. Были дубликаты, но….
Следующая «реперная точка» - 1977 год. Абсолютно новый «Спартак» с вкраплениями Ловчева, Прохорова, Букиевского (простите, если кого-то не упомянул) сражается в 1-й лиге. Первый матч в Ивано-Франковске. В «Правде»(??!!) на следующий день специальная маленькая заметка с указанием, что победный гол забил никому неизвестный Александр Сорокин. Для столь «ориентированной» газеты это был просто прорыв. Хожу на московские матчи сначала в Лужники, потом в Черкизово. Команда растет на глациональные и даже парадоксальные. Рассказать про эти матчи могу, объяснить, почему именно они – нет.
Дальше сезон 1996 года с удивительным коктейлем из Горлуковича, Цимбаларя и Тихонова с Титовым, Евсеевым, Милешиным. Сумасшедшая погоня за водочной «Аланией», валидольные матчи осенью с «Торпедо» и «Зенитом». Дополнительный матч в Питере с чудесным «окаянным» голом Цимбаларя, счастливым фирменным ударом Тихонова и непостижимым промахом на последней минуте Сулейманова.
Затем, к сожалению, успехи пошли по затухающей. Преклоняюсь перед Романцевым, как тренером, но не могу простить его недальновидность с Червиченко. Горжусь Видичем, очень жалею, что не сложилось у Лаудрупа, не понимаю, как спартаковец Черчесов зах. Есть, конечно, 0-4 и 1-2 от «Кузбасса», но это «Спартак» - нервный, отчаянный, прекрасный «Спартак»! Замечаете параллели с моим отношением к Карпину? Осенний триумф. Автобус с игроками болельщики на руках выносят со стадиона! Почему-то в памяти остались матчи с «Нистру» на выезде и с «Торпедо» (Кутаиси) дома. Матчи не решающие, но очень эморасстался с последними старыми спартаковцами Титовы и Калиниченко. Про Карпина больше говорить не буду. Сказано и так много. Мне лично его в «Спартаке» не будет хватать всегда. Всегда ли???
|