После чемпионата Европы 2004 года Александр Мостовой, изгнанный из сборной России в результате размолвки с главным тренером команды Георгием Ярцевым, не скрывал своего негативного отношения к экс-игроку «Спартака».
«А кто такой Ярцев? Он на приличном уровне-то играл в футбол всего два года», — заявил Мостовой, затаивший на своего наставника обиду. В том же интервью не лишенный тщеславия футболист, известный в Испании как русский Царь, с удовольствием перечислил собственные регалии. И если говорить о его футбольных достижениях, то, конечно, Мостовой стоит выше Ярцева.
И все же, если присмотреться более внимательно к судьбе Георгия Ярцева, не все выглядит так однозначно. В советское время, естественно, было намного труднее проявить себя на международной арене, поскольку из страны футболистов не выпускали, так что Ярцеву приходилось мариноваться в «советском соку».
При этом он считался необычайно талантливым футболистом, и в жизни у него было немало возможностей проявить себя в наилучшем свете, но только пути он выбирал далеко не всегда верные, в силу своего чересчур экспрессивного, «взрывного» характера.
Будь у Ярцева те же возможности, которые были у Мостового – как знать, быть может, он проявил бы себя даже ярче, чем Царь.
Из Костромы в Москву и обратно
Если Мостовой с самого детства начал постигать футбольные «азы» в профессиональной среде, то Ярцеву первое дело было совсем не до футбола. Он родился в селе Никольское, и был третьим ребенком в большой семье, где каждый в кратчайшие сроки становился самостоятельным и помогал загруженным по горло родителям вести хозяйство.
Имя свое Георгий получил в честь победы над немцами, которую страна одержала за три года до его рождения. И в дальнейшем это имя себя полностью оправдало.
Хотя будущий нападающий московского «Спартака» и сборной СССР любил мяч как сластена — шоколад, ему приходилось часто отвлекаться от футбола. Он жил в простом советском селе, где в почете были такие житейские занятия, как уборка картофеля, выпас коз, доение коров, народные гуляния. В свободное время Жора не только гонял мяч с ребятами, но и занимался другими делами – в частности, он отлично играл на баяне и даже ходил в музыкальную школу, так что односельчане с удовольствием звали его на сходки и, затаив дыхание, слушали талантливого баяниста. Ну а в семье его видели врачом, так что Ярцев окончил медицинское училище по специальности фельдшер.
Однако тяга к футболу была так велика, что Ярцев рискнул всем и отправился в костромской «Спартак», где играли взрослые мужики, на фоне которых студент выглядел поначалу неубедительно. Однако Ярцев отличался упорством и трудолюбием, а его футбольные качества оказались столь яркими, что тренер стал регулярно ставить его в основной состав.
Получая мяч, Ярцев становился неуловимым – надежно укрывая кожаную сферу корпусом, он с бешеной скоростью прорывался через любые кордоны, не зря сельский учитель физкультуры пророчил ему будущее хорошего бегуна.
Когда Ярцеву исполнилось 22 года, его заметили в столице и вызвали в цска. Провинциальный парень первое время с большими глазами ходил по широким московским улицам, не сразу осознав, какой крутой поворот только что произошел в его жизни. Это было похоже на чудо, хотя Георгий Ярцев к тому времени уже доказал – если надо, он способен хоть в космос полететь. Не зря еще мальчишкой будущий лидер «Спартака» сфотографировался рядом с самим Юрием Гагариным.
Ярцев быстро совладал с московским темпом жизни и ворвался в армейскую команду как привык — ураганом, не обращая внимания на неодобрительные взгляды новых партнеров, маститых уже футболистов, много лет игравших на самом высоком уровне. Ярцев пришел в армейским дом со своим уставом, и это стало для него роковой ошибкой.
цска требовался молодой, способный нападающий, который навязал бы конкуренцию признанным звездам клуба — Владимиру Федотову и Борису Копейкину. Но амбициозный Ярцев показался руководству красно-синих слишком дерзким пареньком, вдруг решившим, что он уже созрел для основы. Его склочный характер не понравился многим в команде, так что Ярцев провел всего один матч в составе красно-синих, после чего был отправлен обратно в провинцию.
Армейский клуб, по сути, выбросил с борта сундук с сокровищами, который быстро опустился на дно – провинциальные команды не давали Ярцеву возможности раскрыть свой потенциал.
И в этот самый момент человеком, обнаружившим скрытые в провинциальных глубинах сокровища, стал Константин Бесков. У гениального тренера был внутренний локатор, настроенный на поиск талантов – и работал он безотказно.
Красно-белый чемпион
Шел 1977-й год, московский «Спартак» только что вылетел из дивизиона сильнейших, и Бесков как раз искал нападающего, который мог бы поднять гладиатора с колен.
Увидев Ярцева на одном из выставочных турниров, Бесков понял — никого искать больше не надо. Его никак не смущало, что неизвестный футболист до того играл в низших лигах, и в то же время был слишком самоуверенным, не признававшим никаких авторитетов. Бескову важно было совсем другое, он оценивал, прежде всего, футбольный талант. Тренер красно-белых сам когда-то был центральным нападающим и смог быстро оценить истинный уровень футболиста костромского «Спартака».
Дальше карьера Ярцева стала складываться головокружительно, это были как раз те два года, о которых говорил Мостовой.
Все, что произошло в итоге с Ярцевым, очень похоже на голливудский сценарий – в 28 лет (!!!), совершенно спокойно, как будто так и было задумано, Ярцев закрепился в составе московского «Спартака», вышел в команде на ведущие роли и образовал убийственную связку с Юрием Гавриловым. «Спартак» вернулся в элиту, и в первый же сезон Ярцев, самый возрастной дебютант сильнейшего советского дивизиона, стал его лучшим бомбардиром.
А на следующий год «Спартак», ведомый Георгием Ярцевым, завоевал чемпионский титул!
Это был абсолютный триумф, хотя и нематериальный — в отличие от того же Александра Мостового, советский форвард, по понятным причинам, миллионером стать так и не смог. Более того, Ярцеву одно время отказывались выделять квартиру в Москве, из-за чего он от обиды едва не разорвал контракт с командой, а Бесков поднял вопрос о его отчислении на общем собрании. За Ярцева вступился в итоге Евгений Ловчев, напомнивший Бескову о бомбардирских подвигах нападающего.
Георгий, немного успокоившись, все же остался в «Спартаке». Здесь он был своим, фанаты команды наслаждались игрой человека, которого еще вчера никто толком не знал. Разве можно удержаться и не наградить футболиста бурными аплодисментами, когда видишь, как тот 90 минут и все добавленное время отчаянно сражается на поле, вгрызается в мяч и прорубает себе путь к воротам соперника, ведомый желанием принести «Спартаку» очередную победу? А ведь так было в каждом матче — Ярцев выкладывался без остатка, не щадя ни себя, ни соперников. Поэтому-то его так и огорчила история с квартирой.
Открытый Бесковым футболист идеально вписывался в игру «Спартака». Мощный, физически крепкий форвард без какого-либо страха лез в единоборства, доигрывая каждый эпизод до конца, никогда не выключаясь из игры. К тому времени он уже стал тихоходом, зато его пробивные физические данные, его упертость и бескомпромиссность, позволяли проходить любую оборону. Чтобы закрыть Ярцева, тренеры других команд ставили против него своих лучших защитников. И это срабатывало далеко не всегда.
Однако возраст все же начинал сказываться. Ярцев слишком часто получал травмы, кроме того, в «Спартаке» у него появился серьезный конкурент — Сергей Родионов. Однажды настал момент, когда пришлось уступить дорогу молодым. И Ярцев не стал им препятствовать.
Футбол не терпит сослагательного наклонения. И все же, учись Ярцев футболу в современных условиях, будь у него менее импульсивный характер, нет никаких сомнений, он добился бы значительных успехов, так что даже Александр Мостовой мог бы ему позавидовать. Завершив карьеру футболиста, Ярцев и на тренерском поприще смог добиться немалого — сделать «Спартак» чемпионом! Сможет ли, например, тот же Мостовой повторить его успех, если вдруг станет тренером, неизвестно.
В нынешнем «Спартаке» таких преданных игроков, каким был Георгий Ярцев в период своего краткого пребывания в команде, увидишь нечасто. «Я плоть от плоти спартаковец!» — любил говорить он, и не для красного словца. В нынешнем «Спартаке» футболисты не любят делать громких заявлений. На днях Дмитрий Комбаров пожаловался на свою судьбу, сказав: «Нелегко быть футболистом «Спартака»…
Как признавались сами тренеры команды, многим спартаковцам приходится втолковывать, за какой масштабный клуб они играют. «У половины игроков «Спартака» нет ромбика внутри», — сетовал, в частности, Андрей Тихонов — один из тех спартаковцев, который когда-то вел красно-белых к многочисленным титулам.
Может, поэтому народная команда много лет не может выиграть ни одного трофея? Может, не в отсутствии звезд все-таки дело, и даже не в тренере, а в отношении самих футболистов?
«Спартаку» очень нужны такие люди, как Георгий Ярцев или Андрей Тихонов, иначе красно-белым еще долго придется возвращать себе звание лучшей команды страны.
Источник:http://sport.rbc.ru
|