Почему красно-белые не могут стабилизировать игру и состав?
Возобновление футбольного чемпионата в стане болельщиков «Спартака» ждали с тревогой, которая объяснялась довольно просто: клуб расстался с рядом ведущих игроков, на место которых новых приобретений сделано не было.
Да, ЦСКА по итогам зимней трансферной кампании недосчитался Думбия, «Локо» отпустил в Англию Н'Дойе, «Динамо» рассталось с Гранатом, но ни один клуб Российской футбольной премьер-лиги не потерял столько игроков основы одновременно.
Плачевный результат первого весеннего матча, в котором спартаковцы уступили «Краснодару», не сказать что стал полной неожиданностью, но и называть эти 1:3 диагнозом, еще раз подсветившим все слабые стороны команды, едва ли разумно. А вот людской поток, что хлынул после третьего пропущенного мяча на выход с «Открытие Арены» на 70-й минуте, — это как раз диагноз. Болельщики ногами оценили увиденное на поле. «МК» попытался разобраться в основных причинах неудач команды, в былые годы гордо именуемой «народной».
Слабая селекционная работа
В абсолютных цифрах за последние годы «Спартак» едва ли уступает тем же «Локомотиву» или ЦСКА в размере потраченных на покупку игроков сумм, но отдачи от этих приобретений нет. И речь даже не о футболисте или футболистах, которые способны взять на себя роль лидеров команды, — вожака сродни Титову или Тихонову в стане красно-белых по-прежнему нет. Разговор о довольно средних по европейским меркам исполнителях, которых собирают по 2–3 на позицию, но это как раз тот случай, когда количество просто не может перейти в качество. Более того, ни один из приглашенных за последние годы в команду игроков не прогрессировал. Даже такие бойцы, как Денис Глушаков и Дмитрий Комбаров, за последний сезон сдулись, что видно по их игре не только в клубе, но и в сборной. А вот обратных примеров хоть отбавляй.
Теперь о последних перестановках в составе. В аренду в «Милан» отправился Боккетти, являвшийся не просто самым надежным центральным защитником, но и командиром всей линии обороны. Именно итальянец раздавал своим партнерам указания «вышли», «страхуем», «откатились». После расставания с Костой и Широковым сами собой растворились мечты о потенциальном возвращении в игру красно-белых комбинационного шарма. Потеря Дзюбы, быть может, не столь болезненна в спортивном плане, но как имиджевый урон более чем ощутима. Так с чего «Спартаку» во второй части чемпионата прибавлять? За счет морально-волевых качеств?
Объясню на пальцах. Постарайтесь создать символическую сборную РФПЛ, а потом посмотрите, сколько игроков «Спартака» вы в нее отправили. Вот вам и ответ. Ни на одну из 11 позиций в команде-мечте лично мне не удалось пристроить красно-белого игрока. Ни на одну!
Отсутствие «своего» тренера
Крайне далек от мысли, что, приглашая Мурата Якина, владелец «Спартака» Леонид Федун мечтал о закрытом футболе и ярких, но редких вспышках вроде побед якинского «Базеля» в Лиге чемпионов над «Челси». Красно-белый босс, подписывая швейцарца, скорее всего старался сделать максимально рациональный ход, надеясь, что Якин выжмет из имеющихся ресурсов чуть больше, чем теоретически возможные 100%. Но нечто подобное в «Спартаке» уже проходили, приглашая к рулю команды Александра Старкова. Это тупиковый путь развития этой команды даже при самом благоприятном развитии событий.
Никогда бы не поверил, что скажу нечто подобное, но Леонид Федун, позабавивший лет 10 назад футбольную общественность своим заявлением о процентном вкладе тренера в общекомандный успех на уровне 10 процентов, сегодня с этими словами как никто другой близок к истине. Ни один тренер на планете, как бы талантлив он ни был, не способен обеспечить успех в долгосрочном турнире команде с посредственным подбором исполнителей.
Основная претензия к Якину в отсутствии понимания направления, в котором он ведет команду. При всем уважении к швейцарцу, сделать такое же громкое имя, как в ходе игровой карьеры, на тренерском поприще ему еще не удалось. Существует довольно простая формула работы тренера: донести свои задачи до игроков, заставить последних в эти задачи поверить. В какой футбол хочет играть якинский «Спартак», повторюсь, не понятно. Подозреваю, что и игроки не знают четкого ответа на этот вопрос. А при условии отсутствия результатов откуда взяться доверию со стороны футболистов?
И вопрос даже не столько в футбольной идеологии Якина, основанной на осторожной игре. В конце концов, не получилось на тренерском мостике в «Спартаке» и у Лаудрупа, и у Эмери, проповедовавших куда более атакующий футбол. Скорее, все дело в масштабе личности. Обратите внимание, что в России, если оставить за скобками наставников богатейшего «Зенита», ни один тренер-иностранец не добивался серьезных успехов в РФПЛ. Потому что каждый должен был заставить поверить в себя игроков, но сделать этого не смог. Не смог в связи с отсутствием громкого имени. А заставить футболистов с первых минут знакомства смотреть тренеру в рот и ловить каждое его слово могут только победы и титулы. Как было с Хиддинком, Адвокатом или Капелло в сборной.
Так стоит ли приглашать иностранца, если это не топовый специалист? Не пытаюсь сравнить Якина с его российскими коллегами. Допускаю, что в плане тренерской мысли швейцарец может быть впереди. Но реализовать на практике это преимущество не получается, и выходит, что разыграть свои козыри в сложившихся условиях наставник «Спартака» не способен.
|