Новый наставник «Спартака» Мурат Якин сразу взял да и удивил. В прошлом сезоне журналисты привыкли к тому, что красно-белые превратились в закрытую команду — оно и понятно, с такими-то результатами. Но швейцарец не стал ждать у моря погоды: уже одну из первых тренировок решил сделать открытой для прессы.
И даже пошел дальше, разрешив присутствовать на этом занятии болельщикам красно-белых, коих набралось несколько десятков. Тем более — тренировка «Спартака» проходила не на базе в Тарасовке, а на стадионе «Спартаковец» имени Николай Старостина — бывшем стадионе имени Нетто. Также начало занятия посмотрел и генеральный директор клуба Роман Асхабадзе.
На подмосковной базе «Спартака» сейчас перестилают газон, потому команде пришлось временно сменить место занятий. Эту тренировку, которая в общей сложности продлилась около полутора часов, открыли для прессы полностью. Журналисты, люди неизбалованные открытостью футбольных команд, этот шаг оценили.
- Мы должны быть поближе к нашим фанатам, — объяснил Якин такое решение. — Но все равно нужно понимать, что будут и закрытые занятия, когда будем работать над тактикой.
Футболисты начали тренировку с долгой, вдумчивой разминки, но затем сразу же приступили к упражнениям с мячом. В это довольно интенсивное занятие Якин был вовлечен самым серьезным образом, контролируя буквально все. А команда тем временем демонстрировала взаимопонимание на любом языке. И хоть к главному тренеру был прикреплен переводчик, с игроками он общался преимущественно сам, по-английски. Футболисты тоже иногда помогали: например, Сальваторе Боккетти взял на себя задачу донести всю информацию своим испаноязычным партнерам.
После упражнений началась двусторонка. Здесь Якин и его иностранные ассистенты отпустили узды перманентного контроля и наблюдали за процессом практически молча. Только дождавшись паузы, тренер собрал игроков и дал свои наставления.
К слову, во время двусторонней игры вратари «Спартака» Сергей Песьяков, Антон Митрюшкин и Артем Ребров все время чередовались. А последнего зрители поддерживали особенно тепло.
- Какие первые впечатления у команды от нового главного тренера? — спросили журналисты у Реброва после тренировки.
- Пока сложно делать какие-то выводы, мы ведь еще только познакомиться успели. Правда, уже сейчас понятно, что работы будет много. Пока создается впечатление, что он больше наблюдает со стороны. Лично еще пока тоже не успели пообщаться, но, думаю, во время сборов будет такая возможность.
- Насколько чувствуется высокая конкуренция в команде, ведь вновь начинается борьба за место в стартовом составе?
- Я думаю, что новый тренер, конечно, будет оценивать каждого. А значит, нужно вновь будет и себе, и ему доказывать, что можешь играть. Сейчас все начинается с чистого листа: в «Спартаке» и новый тренер, и вот-вот начнется новый сезон. Делаю ли я что-то, чтобы проявить себя и запомниться? Нет. Такое, скорее, свойственно молодым футболистам, которые учатся в школе или только-только попали в профессиональную команду. Не нужно пытаться понравиться. Нужно просто быть собой и делать свое дело.
- Якин привез с собой своих ассистентов — довольно крепких парней.
- Это всего лишь внешность. На самом деле они отличные ребята: веселые, улыбчивые. И любят пошутить.
- Нет ли у команды чувства дискомфорта от обилия разных иностранных языков? Ведь и футболисты, и тренерский штаб — все в «Спартаке» являются представителями разных стран, говорят на разных языках.
- Но ведь до этого с нами работали испанцы. Сейчас языков немного добавилось: например, тренер вратарей говорит на итальянском. Но футбольный язык универсален. К тому же переводчики всегда могут нам помочь.
- «Спартак» покинул Андрей Дикань. Что-то сказали ему на прощание?
- Нам не удалось встретиться, так как уже не было времени, но мы поговорили по телефону и очень тепло пообщались. Я пожелал Андрею удачи. Мне будет не хватать его в «Спартаке», это очень сильная личность.
- Есть ощущение, что Антон Митрюшкин растет как вратарь?
- Трудно сказать. Когда общаешься с человеком каждый день, не замечаешь особых перемен. Видишь их, только если, скажем, уезжаешь на какое-то время.
- Приходилось ли вам допускать ошибки вроде той, что совершил Игорь Акинфеев в недавнем матче на чемпионате мира?
- Бывали ошибки и похуже. Как отметили наши тренеры, если вратарь хороший, то невозможно, чтобы он не пропускал такие глупые голы. Так что подобные ошибки совершают все.
- А вы смотрели этот матч с участием сборной России?
- Честно? Нет. Я заснул. Но потом посмотрел повтор. Отметил бы, что корейцы неплохо играли, очень много бегали — весь матч. Так что ничейный результат этой встречи мне видится вполне логичным.
- А почему все-таки заснули? Потому что игра шла очень поздно или просто от скуки?
- Дело в том, что у меня двое маленьких детей, и я привык рано ложиться и рано вставать. Потому и не выдержал — поздние матчи мне смотреть тяжело.
- Сейчас весь мир восхищается вратарем сборной Мексики Гильермо Очоа. А вы?
- Конечно, там есть, чем восхищаться. Впрочем, возможно, таких ошибок, как у Акинфеева, у него было еще больше.
- Вас расстроило, что на этом чемпионате мира мы больше не увидим «тики-таки»?
- Если честно, я и не был большим поклонником этого стиля. Первое время мне нравилось — смотрел, как этот стиль использовала «Барселона». Но в целом не так уж и интересно смотреть, как одна команда постоянно доминирует. Так что я не сильно расстроился из-за вылета сборной Испании.
- Вас не удивила столь неудачная игра их вратаря Икера Касильяса?
- К сожалению, у всех игроков бывают черные полосы. Конечно, не хочется думать о том, что его карьера подходит к концу, но, похоже, все-таки сейчас идет именно к этому. Но карьера всех великих футболистов рано или поздно заканчивается.
- А кого бы вы в целом выделили из вратарей на этом чемпионате мира?
- Из тех, кого я до этого не знал, мог бы, пожалуй, отметить двоих: вратаря сборной Чили Клаудио Браво и сборной Коста-Рики Кейлора Наваса