Обозреватель "СЭ" Игорь РАБИНЕР , которому руководство "Спартака" второй раз кряду отказало в аккредитации на домашние матчи, посмотрел матч вместе с обычными болельщиками
...Им обоим – по четыре годика. На их шеях – крохотные спартаковские шарфики. Одного зовут Ярославом. Другого – Сан Санычем (так его отрекомендовал отец). Один уже опытный болельщик, побывавший даже на открытии "Открытия". Другой идет (точнее, сидит на плечах у папы) на футбол в первый раз. А его отец комментирует этот так: "Если бояться – то вообще всегда надо дома сидеть и никуда не выходить".
Ярик, как человечек, умудренный красно-белым опытом, чувствует себя увереннее. Когда соседи по вагону метро, уже подъезжающему к нужной станции, подзуживают его на скандирование, охотно откликается: "Спар-так!" "Спар-так!" Весь вагон расплывается в улыбках. Сан Саныч, к обстановке только привыкающий, пока присматривается и ничего не кричит. Все впереди. Но с каждой минутой он чувствует себя все увереннее.
Когда я у выхода из метро фотографировал двух пап и сыновей вместе – ловил невообразимый кайф. Так вот, значит, каким может быть российский футбол! Не брутально-матерным, а нормальным, человеческим, семейным.
В мирной и благодушной – да-да, это о московском дерби! – толпе идет папа Илья с семилетней дочкой Варей. Тоже в шарфике, конечно. На "Спартак" она первый раз пошла в пять. "Открытие" сегодня для себя открывает. Все ей нравится, улыбка – до ушей.
А вот – дедуля с палочкой, и все окружающие ему помогают. Старик, хромая, блещет самоиронией: "Ребята, мне 76. Пора уже на Могилев". Ха! Перед стартовым свистком на поле спартаковской арены под овацию выйдет невообразимый болельщик Отто Фишер, которому – 102! Так что, дедушка, вам еще есть куда расти.
А вот бредут к арене две девушки, и одна из них треплется по телефону: "Представь, семь месяцев его не видела, и на тебе, встретила у стадиона. Обросший, как моджахед. Стиль полностью сменил, представляешь?!"
Жизнь, которая перетекает в футбол. Футбол, который перетекает в жизнь. Такой ведь она и должна быть, современная футбольная действительность. В ней – по крайней мере, за пределами арен – не должно быть места перекошенным лицам, ненависти, войне. Новые стадионы со всем их комфортом для того и строят, чтобы у людей не сжимались кулаки, а лица расплывались в улыбках.
Только бы еще в футбол хорошо играли. С чем несколько сложнее. Почему и не слышу до игры ну вообще ни одного спора о футболе. Как-то (может, после "Краснодара"? Или вообще?) этой темы сторонятся.
***
Кто-то из болельщиков в толпе, весьма бодро продвигающейся к трибуне С, рассуждает: "Похоже, сегодня будет меньше народу, чем в прошлый раз. Быстрее идем". До матча – около получаса.
Этот кто-то ошибется. На "Краснодаре" было 28 тысяч. На "Динамо" – 40. Дерби есть дерби, и даже безнадега прошлого уик-энда тут временно отменяется. ЦСКА вон дважды обыграли, с победными голами Баженова и Ари, в самые невозможные для побед моменты. Может, и здесь?
Удивительное дело – хвост народу, идущего по периметру между трибунами, огромен, а у рамок металлоискателей – один-двое. Не очередь – так, ручеек, который перешагиваешь на раз-два. Учитывая близкую к предельной посещаемость, выходит, что все продумано. Стюарды и на обоих пунктах электронного контроля, и внутри самой арены – сама любезность: "Хорошего вам дня!"
День пока и вправду хорош – ни облачка. (Старый болельщик, вместе с которым будем идти к метро после матча, задумается: "А может, это раньше дождь был нашей погодой? "Краснодару" вон при нем проиграли, а сейчас – выиграли. Стадион свой открыли – и наша погода теперь другая").
До начала матча – минут двадцать. Волонтеры с раскрашенными красно-белым лицами радуют детей и предлагают им сделать то же самое – посыл безотказный. Чем ближе сама арена, тем меньше полиции: в подтрибунном помещении за все время видел только четырех людей в форме, и то стоявших в сторонке и державшихся очень скромно – так, на всякий случай. Они здесь – явно не короли.
Подтрибунное помещение с буфетами огромно и народом не заполонено. Кто-то предлагает оформить спартаковскую кредитную карту. Небольшие очереди у буфетов, где, как в Европе, не обслуживают за наличные – только по карте болельщика. Пиво – безалкогольное, двух видов: российское – по 120 рублей и немецкое – по 200. И ведь берут. Довольно охотно. Хотя предпочли бы с градусом.
Туалеты на каждом шагу, и очередей в них нет. Радуют экраны около буфетов. Пусть без звука – но включен там "Наш футбол", и желающие в перерыве и после игры могут посмотреть нарезку моментов. Удобно.
Вашего корреспондента узнают довольно многие. То и дело спрашивают, решился ли вопрос с аккредитацией. Недоумевают, когда отвечаешь отрицательно: у них что, мол, других проблем в клубе нет, только журналистов "банить"? Кто-то усмехается: "Хорошо, портрет ваш при входе не повесили – хоть так игру вживую посмотреть можно". Забегая вперед – огромное спасибо людям за позитив, которым зарядился от них в этот день.
Все последние дни находились желающие уязвить меня в соцсетях: "Почему бы вам не купить обычный билет на матч?" Отвечаю: и сейчас не купил. Товарищ, которого не было в Москве, подсобил со своим абонементом. А покупать не стал бы из принципиальных соображений, поскольку каждый из вас, отправляясь на свою работу, едва ли пожелает платить за вход на нее.
Для журналистов работа – это не только офис редакции, но и пресс-центры, и ложи прессы стадионов. Откуда только и есть возможность написать и передать репортаж в режиме live, а также задать вопросы тренерам и игрокам после матча. И платить за билет означало бы согласиться с тем, что клуб, лишив меня аккредитации, имел на это право.
Хотя возможности окунуться в гущу жизни и подышать болельщицкой реакцией на футбол, не скрою, был рад – хотя бы ввиду свежести ощущений. Да и выигрыш красно-белых не дал возможности увидеть вокруг какой-либо негатив. Людям весело – и когда при счете 1:0 прошу сфотографировать меня на фоне табло, кто-то спрашивает: "Для Федуна?.."
***
Когда представляли стартовый состав "Спартака", самые большие аплодисменты на трибуне С выпали на долю двух человек. Артема Реброва и Дениса Давыдова. Молодому форварду в этот день будет мало что удаваться (на то он и юн, чтобы играть с перепадами), а вот с голкипером и капитаном публика в своих эмоциях угадает на все сто. На мой вкус, так вообще вторую в этом сезоне победу над "Динамо" красно-белым принесут четыре составляющие – Ребров, удача, болельщики и Неаполь, привязавший гири к динамовским ногам, начиная с 70-й минуты.
Упоительный диалог папы и дочки удалось расслышать через несколько рядов на пятой минуте. Вернее, ключевой в нем была фраза семилетней Вари. После столкновения Инссауральде и Козлова, когда динамовец корчился на газоне, девочка спросила: "А что с ним?" Когда отец объяснил, поинтересовалась: "А он сделал это случайно"?
Для детей подобные вещи страшно важны – и мы никогда не должны забывать об этом. Если их правильно воспитывают, цель для них никогда не оправдывает средства. Порой в гонке за очками и местами у взрослых людей это вымарывается из сознания. К счастью, не у моих соседей по трибуне, которым и в голову не пришло радоваться, когда в центре поля Эберт бензопилой срубил Вальбуэна. Если секундами ранее, во время красивого и чистого подката Глушакова, раздалась совершенно английская овация, то "ой" в момент грубости немца было исчерпывающим.
По обоим флангам от меня сидели взрослые культурные люди. Сектор вообще оказался спокойным – разве что один субъект рядами пятью выше подхватывал с трибун из-за ворот матерные кричалки, да и в комментариях к эпизодам и судейству не церемонился. Никто его не одергивал – стадион все-таки, не театр. Но никакого намека на хоровые непристойности не было.
Итак, справа – Сергей, лет пятидесяти, управляет безопасностью в банке, и его дочка-студентка Алла. Слева – бухгалтер Михаил, лет на двадцать моложе. У всех – абонементы. Это почти вдвое выгоднее: Михаил купил сезонник за 16 тысяч (то есть один матч обходится примерно в тысячу рублей), тогда как средний билет на те же места стоит 1 900.
Сергей и Алла покупают абонементы и ходят на каждый матч "Спартака" последние семь лет – далеко не самые счастливые в истории клуба. Но отказываться от живого просмотра – такую перспективу они не рассматривают. Потому что вера – категория иррациональная.
"Динамо" ни у кого раздражения не вызывало. Из-за Станислава Черчесова, к которому спартаковцы по обе стороны от меня относятся с уважением. Приди он в "Спартак" год назад, у них это явно не вызвало бы отторжения.
Весь перерыв я с интересом слушал монолог Сергея. Они с дочкой ведь не только на футбол – еще и на молодежную хоккейную спартаковскую команду в МХЛ ходят регулярно, и эмоции от неиспорченного юношеского хоккея испытывают более светлые. А футбольный "Спартак" нынче таков, что человек впервые за все годы не посмотрел в интернете ни одного предсезонного матча. Почему был выбран именно Мурат Якин с его футболом (а например, не сторонник остроатакующего зрелищного футбола Марсело Бьельса), он не понимает. Хотя и считает, что если за оставшиеся месяцы Якин даст вволю игровой практики молодежи, за одно это ему нужно будет сказать спасибо.
Приятно находиться на трибуне рядом с умными рассудительными людьми. Ну и с юмором – когда, например, случались верховые единоборства Самба и Давыдова (!), то и дело раздавался добрый смех, а характеристика давалась такая – слон и муха. Слова "моська" по отношению к собственному футболисту, к тому же талантливому, предпочитали избегать...
В перерыве Сергей сказал: "Спартак" непредсказуем. Вроде и "Краснодару" проигрываем, и играем так себе – а вот залетит что-то случайное во втором тайме, и выиграем, и пойдет кураж, и целая серия хороших матчей после этого начнется. От них чего угодно можно ожидать!"
Прогноз сбудется. По крайней мере, в первой его части. Иррациональная любовь – только она порой и позволяет угадать все наперед.
Начался второй тайм. Попытки "Спартака" регулярно играть верхом (при Давыдове с Ананидзе с одной стороны, и Самба с Дугласом – с другой), как и регулярные моменты у Кураньи, вызывали нараставшее раздражение. Но это был день парадоксов: именно полунавес Паршивлюка привел к рикошету от спины Дугласа – и победному курьезному автоголу. Объявления диктора, кстати, на трибуне С были слышны с трудом. В том числе и голевое. Не из-за криков радости – похоже, из-за каких-то проблем с акустикой.
Выходы на замену в такой ответственный момент молодых Тимофеева и Кротова встретили на ура. Давыдову, когда он уходил с поля, тоже устроили овацию – пусть ожидали от него и большего. Когда Тимофеев первым касанием в отчаянном подкате чисто выбил мяч у Вальбуэна, радости было столько, словно "Спартак" забил. Не говоря уже об эпизоде, когда в концовке Кротов после жесточайшей борьбы доставил мяч Промесу, и едва не случился второй гол. Вот что значит своя молодежь!
Болельщик Сергей сказал: "Людям нужно понимать, чего ждать. Если нам четко объяснят: ставка на своих, нужно года три, но мы их никуда не продадим и будем им доверять, – поверьте, мы потерпим. Тем более что трофеев и так нет. Но нам же каждый год говорят противоположные вещи, а воспитанники разбегаются кто куда!"
Когда я после матча заметил: мол, как-то так совпало, что после выхода Тимофеева у "Динамо", кроме шанса Самба на четвертой добавленной минуте, больше не было ни момента, это вызвало прилив энтузиазма. Будь на этом месте какая-то иностранная фамилия – едва ли этот самый прилив имел бы место. Достаточно было послушать, как весь матч реагировали на действия Эберта.
***
…Последний удар Самба вновь берет Ребров. Николаев свистит, дерби завершается, "Спартак" выигрывает. Стадион ревет, Комбаров оббегает трибуны без майки и с флагом. Счастливый Михаил, однако, прагматично резюмирует, все прекрасно понимая: "Три очка не пахнут".
Спрашиваю: "А как же спартаковская философия – результат через игру?" Собеседник вздыхает: "Все так. Но от "Спартака" остался только ромбик. И сейчас уже каждой победе надо радоваться".
Сергей говорит: "Вот поэтому мы и любим "Спартак". Он всегда непредсказуем. Этот матч выигран только на морально-волевых и на кураже. И что еще хорошо – вижу, что молодые у Якина сейчас не чувствуют себя скованно. Видят, что им доверяют".
…С трибуны выпускают сразу, ждать не заставляют. Один болельщик в годах спрашивает меня: "А как думаете, если бы у "Динамо" не было игры в Неаполе, результат был бы другой?" Задумываюсь, как бы не ляпнуть какую-то банальщину, и тут другой немолодой товарищ в красно-белом выдает шедевр: "Если бы у бабушки было что-то, она была бы... Кончитой Вурст".
Лучше и не скажешь. Хотя сам острослов тут же признает, что особой игры у "Спартака" не было, была битва, в которой повезло. А матч во многом вытащил своей невозмутимостью и выбором позиции Ребров.
Мимо медленно ковыляет старик – совсем древний, зато какой стильный, в шляпе и длинном пальто! Без спартаковского шарфа, но исполненный такого достоинства, что на него заглядываются все.
Он ходил еще на "Спартак" Нетто и Симоняна, Парамонова и Исаева. И на "Спартак" Черенкова и Дасаева ходил тоже, и на Цымбаларя с Тихоновым. Ему есть с чем сравнивать. Но ему под 90, и он все равно на него ходит. Хоть стадион теперь и родной, а команда – не очень.
Здорово, что такой стадион, такая атмосфера, как на "Спартаке", в нашем футболе теперь есть. Но людям хочется и чего-то другого.
В это воскресенье я разговаривал с десятками спартаковских болельщиков, и почти все они говорили: создатель чудо-стадиона Леонид Федун и чемпионство "Спартака", как писал поэт, – "две вещи несовместные". Не раз, не два и даже не десять мне довелось услышать этот грустный тезис, подкрепленный 11 последними годами.
Не верят они уже и в Якина – даже невзирая на победу над "Динамо". Но все равно ходят и будут продолжать ходить на "Спартак". Потому что болельщицкая вера и любовь – штука иррациональная. Не удивлюсь, если пройдет много лет, "Спартак" по сроку нечемпионства станет подобен "Динамо", – но однажды на "Открытие Арене" я познакомлюсь с двумя уже не четырехлетними, а солидными взрослыми людьми. Ярославом и Сан Санычем.
Которые будут теперь уже не в крохотных, а серьезных спартаковских "розах" ходить на стадион и все ждать и ждать чуда...
|