Серия
столкновений футбольных фанатов в последние дни заставила заговорить не
только о проблемах футбола. Автор нескольких книг о фанатах «Спартака» Дмитрий Лекух, участвовавший в красно-белом фанатском движении, поделился своим видением ситуации.
- Дмитрий Валерьянович, что за люди участвуют в фанатских боях и чем они отличаются от обычных болельщиков?
- Это
субкультура, которой охвачен практически весь европейский футбол. Она
появилась в 80-е годы в Англии, с того момента как там стали
ужесточаться законы по борьбе с футбольными хулиганами. Для Британии это
был настоящий бич: массовые драки тысяча на тысячу человек – обычное
дело. Ужесточение было связано с жесткими полицейскими мерами, с
внедрением камер наружного наблюдения.
Так появилась
культура casuals. Это ребята, которые занимались тем, чем раньше
занималось все движение, то есть дрались друг с другом, но они уже редко
выделялись из общего фанатского движения. Они стали по-другому
одеваться, перестали носить фанатские шарфы, футболки своих команд,
любые знаки различия. Само название casuals тоже понятно. Это люди в
современной модной одежде, молодые, как правило, неплохо образованные,
мобильные, обеспеченные. Это было и в Англии, это продолжается и у нас
сейчас. И они, кстати, крайне немногочисленны. То есть только
по-настоящему большой клуб может позволить себе пять–шесть подобных
группировок-«фирм», а состав «фирмы» редко превышает сто человек.
В общем, это
достаточно известные и авторитетные на секторе люди, и фактически любой
из них – самостоятельный troublemaker, то есть он способен в одиночку
замутить беспорядки. Только большие клубы, а их у нас, по большому
счету, три: московские «Спартак», ЦСКА и питерский «Зенит» – могут
позволить себе по пять–шесть таких «фирм». У «Динамо» таких фирм где-то
две, изредка бывает три с молодежными составами. А «Локомотив»,
естественно, никто всерьез и не воспринимает. В этом смысл в том числе
футбольного фанатизма: доказать, что ты круче, что твоя команда круче,
что фанаты круче, что перформанс круче, да и хулиганы тоже круче. Это
то, что лежит в основе всего этого, такая психологическая конкуренция.
Деятельность
этих бригад проходит далеко от обывателей и обычных фанатов, потому что
дерутся они между собой. Как ни цинично это прозвучит, для окружающих
они достаточно безопасны.
- Чем
отличаются противостояние подобных хулиганов между собой и их конфликты с
болельщиками из клубов с Кавказа? И почему оно обострилось в последнее
время?
- С
Дагестаном и кавказскими командами конфликт образовался не вчера. Еще в
прошлом году объединение ведущих клубов России, фактически все клубы,
входящие в ВОБ, объявили о бойкоте игр с кавказскими командами. Там есть
куча претензий, начиная от проблем, связанных с безопасностью для
болельщиков при выезде на Кавказ, будь то Нальчик, Махачкала или
Владикавказ. Исключением, кстати, является Грозный. Надо отдать должное
местным властям: сейчас самый безопасный кавказский выезд – это именно
Грозный. Там относительный порядок, нормальный контакт с местными
правоохранительными органами. Взаимно лояльное отношение.
Со всеми
остальными куча проблем, начиная от камнепадов, разбитых голов,
обстрелянных автобусов, причем не только с болельщиками, но и с
футболистами. Конфликт этот нужно было решать минимум в том году. Сейчас
он просто перехлестнул определенные рамки.
С точки
зрения правил околофутбола фанаты поступили достаточно
«по-вегетариански». То есть – никаких беспорядков, переворачиваний
машин, массовых эксцессов. Что было? Классическое «накрытие» фанатами –
это, кстати, 100% рука футбольного хулиганья – в Питере, когда питерские
фанаты пропалили место, где дагестанские болельщики собирались, чтобы
ехать в Москву, приехали, «накрыли», никого не добили до состояния
больничной койки. Ну, положили и разбежались. Это обычная практика среди
клубов, просто, к счастью, этому не придается большого значения, и
средства массовой информации это не обсуждают.
То, что было в
Москве, было очень некрасиво, но надо понимать, что в фанатской среде
своя этика, в эту этику они вписывались. Потому что все фанаты в
пределах дома, и здесь фанаты «Локомотива». Для них стадион – это их
дом. Понятно, что это относительно, дом могут сдавать в аренду настоящие
хозяева. Но понятно, что когда сдают в аренду тем, кто тебе откровенно
враждебен, кто тебя полгода назад на выезде в Махачкалу закидал камнями,
а «паровозникам» тогда досталось очень серьезно... И тут – такое
счастье у тебя на стадионе. Абсолютно неразумное поведение владельцев
стадиона «Локомотив». Ну играли бы они в Раменском, где они, по сути, и
живут, «Анжи» было бы там нормально. Никто бы туда не поехал устраивать
беспорядки.
Вот запретил
им УЕФА играть в Махачкале. То есть нашим болельщикам не запрещено
ездить в Махачкалу, а европейским запрещено, потому что там реально
опасно для болельщиков любой команды. И в данной ситуации сам клуб
«Анжи» оказался потерпевшей стороной, потому что РФС должен был
принимать какие-то усилия еще в прошлом году. И сейчас все расхлебывают.
- Как можно теперь снизить градус происходящего?
-
Противостояние не перехлестнуло границы. То есть околофутбол был в
рамках дозволенного внутренней этикой противостояния. То, что касалось
«Анжи» – и матерные речовки, и «накрытие» в Питере, – в рамках фанатских
правил. Здесь еще нет пока преобладания националистического элемента,
здесь есть элемент чисто футбольный. Ну не любят «Анжи» околофутбольные
качки. Не любят их фанатов, но действуют пока в рамках внутреннего
фанатского противостояния.
Поэтому
купировать, безусловно, можно. Для этого нужно наводить порядок на
стадионах Северного Кавказа, потому что если в Грозном сумели навести
порядок и поездки туда становятся безопасными, то в Махачкалу футболисты
боятся ездить до сих пор. В том году футболистов ЦСКА, игроков сборной
страны и легионеров обкидали камнями так, что они лежали на полу в своем
автобусе.
Второй шаг:
Мутко принято ругать, но на фоне Фурсенко понятно, что это был очень
хороший менеджер. Садились же за стол переговоров болельщики «Анжи» и
авторитетные фанаты московских клубов. Понятно, что о любви взаимной
речи быть не может, но о каких-то взаимных правилах игры договориться
реально. Для этого нужно просто работать. А сейчас в РФС элементарно
некому работать. Те, кто работал при Фурсенко, – они плохие, но сейчас
вообще нет никого.
-
Известно, что в Европе болельщики соперничающих команд из одной страны
или даже из одного города тоже часто поддерживают противников.
- Это
абсолютно нормальное явление. Наиболее жесткое противостояние,
естественно, – это дерби между командами из одного города. Точно так же,
как все стадионы Лондона, кроме White Hart Lane, встают на какой-то
минуте под клич «Встаньте все, кто здесь ненавидит «Тоттенхэм». Понятно,
что в Лондоне «Тоттенхэм» ненавидят больше, чем по всей остальной
Англии. Я сам помню прекрасно, как мне желали удачи болельщики
«Эвертона» во время игры в Ливерпуле с «Ливерпулем».
- Чем отличается зарубежная практика «болеть против своих» от российской?
- Да ничем.
Самое жесткое противостояние в Белграде между «гробарями» и «делие».
«Гробари» – это «Партизаны», «делие» – «Црвена Звезда».
Самое жесткое
противостояние в Ливерпуле – между «Эвертоном» и «Ливерпулем».
«Барселона» – «Эспаньол» – ненависть. То же самое – «Атлетик» – «Реал
Мадрид». Я никогда не забуду: мы были в Кардиффе на игре с Уэльсом,
ехали на такси. И водитель, типичный валлийский дедок, как наш
рязанский, только без беломорины. Мы ему: «Как дела? Есть какое-то
противостояние?» – «Есть, дерутся». А мы спрашиваем: «Кто у вас главный
враг-то?» А у них самая знаменитая команда в низшей лиге – «Кардифф
Сити», играет в первом дивизионе в Championship'е английском (вторая по
силе футбольная лига). Ну, думаем, сейчас назовет «Белоу». Нет, называет
какую-то соседнюю деревню, мы и названия-то такого не знаем. Удивленно
спрашиваем: «Отец, а у вас как давно-то с ними вражда?» Сидел,
думал-думал: «Вы знаете, ребята, насколько давно, сказать не могу, но
футбола тогда еще точно не придумали».
То есть как в
советские 60-е – «район на район», «квартал на квартал». В той же
Британии вообще локальная культура, есть даже паб local, стадион local,
жесткое районирование. Если ты живешь в районе Стэнфорда, у тебя
практически нет шансов – ты будешь болеть за «Челси». В Лондоне: если ты
живешь на севере – это «Тоттенхэм» или «Арсенал». Это все шло оттуда. У
нас, конечно, такой жесткой локальности культур нет, но субкультура
общая во всех европейских странах, поэтому у нас то же самое. Очень
хорошо помню, как фанаты «Спартака» ходили болели за «Работничков»
против ЦСКА и чуть ли не до сих пор приходят на любой еврокубковый матч
«Спартака», чтобы «пошизеть» против. Сейчас это не так, а вот в конце
90-х, в начале 2000-х это было.
- Говорят, что в России все же присутствует этническая составляющая?
- Бывает
идейный антисемитизм, а бывает бытовой. Выездные болельщики – это точно
такое же ядро фанатского движения, как и хулиганы. Вопрос-то даже не в
войне. Когда люди понимают, что они здесь бесправны, а противники
безнаказанны, это всегда вызывает на бытовом уровне ненависть. Именно
уличную ненависть, и здесь есть где-то этнические оттенки. Но говорить,
что они в данной ситуации доминируют, я бы не стал. Все это
раскрашивается с большим удовольствием в национальные цвета, но причина
противостояния здесь не национальная. Идеологического национализма здесь
нет.
Николай Гурьянов, Алина Назарова
Произведения Дмитрия Лекуха о фанатах "Спартака", околофутболе и не только
- 2006 — Мы к вам приедем
- 2007 — Ангел за правым плечом
- 2007 — Хардкор белого меньшинства
- 2009 — Я — русский
- 2010 — Чёрные крылья Бога
- 2010 — Игра слов
- 2010 — Башни и сады Вавилона
- 2010 — Враг демократии
- 2011 — Орхидея в мотоциклетном шлеме
- 2011 — Командировка в лето
- 2012 — Война, на которой мы живем
- 2013 — Туман на дальних берегах
|