Слава обрушилась на него в один момент. К ней тут же добавилось испытание в виде весеннего отрезка «Спартака» в прошлом сезоне. Он выдержал то и другое и теперь говорит про себя: «За одного битого двух небитых дают». Еженедельник «Советский спорт Футбол» поговорил с экс-тренером «Спартака» Дмитрием Гунько.
«ЗВАЛИ ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРОМ В ФНЛ, ВО ВТОРУЮ ЛИГУ»
- Был шанс, что останетесь главным тренером «Спартака»?
- Возможно, был. Если бы выиграл все матчи. В конце сезона уже было понятно, что клуб ищет другого главного тренера. Хотя я старался ничего не читать и не обращать внимания на информационный фон вокруг команды. А вот если бы в самом начале пошло!
- Могло пойти?
- Оценивая сейчас ту ситуацию, один шанс из ста.
- Отпуск как провели? Анализировали то, что было?
- Отпуска как такового не получилось. Засыпал и просыпался с мыслями о команде, о тренировочном процессе, проанализировал все вплоть до каждого дня, до каждой минуты! И по сей день эти мысли не отпускают.
- То есть сон – 2-3 часа?
- Бывает и больше (смеется).
- 31 мая истек ваш контракт, 1 июня вы стали безработным, так?
- Да. Я был спокоен, потому что с 2008 года у меня годичные контракты. Отдаю себе отчет в том, что если человек нужен, контракт с ним продлевают, не нужен – расстаются. Делаю все возможное, чтобы быть нужным клубу.
Мог войти в новый тренерский штаб, но надо было дождаться нового главного тренера, потому что решение целиком зависело от него.
- Говорили, что готовы рассматривать предложения от других клубов. Были такие?
- Были, звали главным тренером в ФНЛ, во вторую лигу. Отказался – до старта сезона оставалось слишком мало времени и команды были недоукомплектованы. Не хочу потом оправдываться.
- Три победы, ничья, пять поражений. Какую оценку поставите себе за весенний отрезок в «Спартаке»?
- Результат неудовлетворительный, поэтому – двойка! Каждое утро я ставил себе задачу – по максимуму сделать все, что от меня зависит. Наш тренерский штаб сделал все возможное.
- Что бы исправили, если вернуть время? Тренировочный процесс?
- Тренировочный процесс – нет. Общение с игроками? Тоже нет. Мотивацию игрокам поднимали всеми возможными методами.
- Самый тяжелый момент весны?
- Тяжело было каждый день. После 0:4 от «Краснодара», после поражения от «Урала». Постоянный стресс, практически не отпускало.
- Как снимали стресс?
- Помогали семья и погружение в рабочий процесс. Семья все понимала и старалась меня не трогать. Было удовлетворение от тренировок, от общения с ребятами. Было бы намного легче, если бы игра с «Динамо» случилась намного раньше (проигрывая 0:2, «Спартак» выиграл 3:2 –Прим. ред.). Практически в каждом матче происходил надлом - в Казани упустили победу, с «Кубанью» пропустили гол, который не должны были пропускать.
- В матче с «Амкаром» борода была на фарт?
- Не там ищите! Не было времени побриться.
- Эмоции сдерживали?
- Когда как. Если ситуация требовала взрыва, пользовался и этим. Иногда лучше эмоции «притушить», как в перерыве матча с «Динамо». Разобрали ошибки, ребята перестроились и победили.
- Ощущения были - бросили в воду и плыви?
- Хорошо, что бросили. Плохо, что не выплыл.
- Чего же хорошего?
- Опыт! Приобрел бесценные знания. Считал неправильным отказываться, даже мысли такой не было. Благодарен Президенту клуба Леониду Федуну за предоставленный шанс.
- После вашего назначения Мостовой сказал: «Даже не знаю, кто такой Гунько». Обидно было слышать такое?
- Я же говорю – в тот момент ничего не читал. Ни газет, ни интернета, ничего! Поэтому о высказывании Мостового не знал.
- Казалось, что вы не слишком доверяете молодым.
- Мне хотелось, чтобы «Спартак» выигрывал и на поле выходили те, кто сильнее.Например, того же условного Обухова можно ставить, когда команда выигрывает и на ходу. А когда она не может победить, молодого форварда можно выпустить и психологически надломить.
- Согласны ли вы с мнением, что Гунько – мягкий тренер?
- Лучше спросите у футболистов, которые со мной работали. Как может судить об этом журналист? Я не мягкий тренер.
- Ваш друг Егор Титов рассказывал, что вы – справедливый и многое переняли у первого тренера Анатолия Королева.
- Мы все многое у него переняли – я, Титов, Джубанов, Мелешин, много кто. В 2006 году он брал меня на работу, он тогда был главным тренером молодежной команды. После моей недолгой игровой карьеры дал вторую путевку в жизнь.
- Королев вспоминал первую встречу с вами, когда вы пришли к нему еще мальчишкой: «Глазки такие наши, спартаковские, горячие». Вы тоже умеете читать по глазам?
- Если футболист смотрит в глаза, не прячет взгляд, уже хорошо (улыбается).
«КАРИОКА - ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ В ВЕСЕННЕЙ ЧАСТИ ЧЕМПИОНАТА»
- Егор Титов рассказывал: «Когда Гунько в гневе, мало не покажется. Случалось видеть, но это не для печати». Были истории?
- Были (смеется). И в жизни, и в тренерской работе.
- Этой весной часто были в гневе?
- Я бы не назвал это гневом, в гневе человек неуправляем. Каждый раз проводил трезвый анализ ситуации.
- Может, стоило, как Фергюссон, бутсой запустить?
- Вы думаете, не было предпринято шагов, которые взрывали бы команду? Однажды сделал так, чтобы футболисты объединились против меня. Чтобы сплотились! И это подействовало. Это был последний метод, к которому не хотелось прибегать.
- Насколько вам сложно было работать с легионерами?
- Я бы не делил на русских и легионеров. Есть люди –все разные. Будешь особо выделять иностранцев, наши не поймут, спросят, а почему так? Но у меня не было таких проблем, были другие – мы не могли выиграть.
- И все же – вот сейчас в «Локомотиве» ситуация с Буссуфа и Диарра. Вряд ли такое могла произойти с нашими.
- Задача тренера – управлятьситуациейи коллективом. Если у него есть рычаги. Если не справился с Буссуфа и Диарра, которые могли выиграть чемпионат, значит, есть трудности работы со звездами.
Можно работать с 12-13 игроками основной обоймы, как в ЦСКА. Можно выстроить ровные отношения со всеми 23 футболистами. Самое важное – каждый должен понимать, почему он играет или сидит в запасе.
- Иногда тренеру приходится ставить игрока в состав - дорогой легионер… С вами такое бывало?
- Никогда! Только по уровню готовности и задачам на игру.
- Почему тогда выходил Эберт?
- Ну, вы же не видели тренировок, а там он был лучшим! Всю неделю. Отдавал, забивал. Почему потом в игре не пошло – другой вопрос.
- Вы можете раскрыть тайну Кариоки?
- Нет никакой тайны. Футболист, на которого журналисты повесили клеймо. Он был одним из лучших в весенней части чемпионата!
- На наш взгляд, он медленный
- Один из критериев перевода его в центральные защитники, когда там некому было играть, - это его быстрота. От него никто никогда не убегал. Он не проигрывает единоборств. Если он ведет борьбу за мяч, он на 95 процентов останется у нас.
- Почему в «Спартаке» за последнее время перепробовали четырех голкиперов: Ребров, Песьяков, Митрюшкин, Дикань?
- Любой тренер хочет стабильности на этой позиции. Никто не будет заниматься ротацией ради ротации. Один из главных критериев – это должна быть русская позиция. Об этом было заявлено главным тренером Карпиным.
- Про игру ногами Песьякова тоже было заявлено.
- Причем задолго до чемпионата мира и Нойера, с которым теперь так все носятся! Вдруг все открыли для себя игру ногами! Ногами Песьяков играл лучше всех и в том числе на этом строился выход из обороны в атаку.
Полная версия интервью – в свежем номере «Советского спорта Футбола»
|