Главная » 2014»Май»14 » Дмитрий Аленичев. Сложнейший выбор между «Арсеналом» и «Спартаком»
10:05
Дмитрий Аленичев. Сложнейший выбор между «Арсеналом» и «Спартаком»
Дмитрий Аленичев вывел «Арсенал» в Премьер-Лигу. И вероятный скорый выбор между туляками и родным «Спартаком» будет для него сложнейшим.
Вскоре перед Дмитрием Аленичевым, скорее всего, встанет выбор исключительной сложности. Быть может, выбор всей его тренерской карьеры.
Решительно уклонюсь от пафосно-высокопарного «выбор всей жизни», поскольку в жизни этот 41-летний человек и так уже очень многого успел добиться. Стал, например, единственным российским футболистом в истории, который выиграл оба существующих ныне еврокубка. Более того, в финальном матче каждого из них забил по голу. И
пусть это было в его прошлой жизни, игроцкой — но ведь было же!
И был Жозе Моуринью, за команду которого, «Порту», он оба этих исторических гола и забил. Этот тренер любил его так, что без малейшей доли сомнений рванул в Москву на прощальный матч Аленичева. Полузащитник поехал самолично встречать его в аэропорт в три часа ночи. Моуринью вышел на кромку «Локомотива», где проходили проводы, и произнёс проникновенную речь. Народ не аплодировал даже, а ревел, не веря своим глазам.
А несколькими часами ранее Особенный, давая интервью в том числе и автору этих строк, произнёс: «Да ему должны памятник на стадионе „Спартака“ установить!» Тогда, в 2008-м, никаким спартаковским стадионом ещё не пахло, что и пришлось португальцу объяснить. Но надо было видеть, как он был впечатлён, приехав в Черкизово и увидев забитую до отказа арену. На матче, не имевшем никакого турнирного значения. Зато имевшем огромное значение человеческое. Ведь, заполнив «Локомотив», люди показали, как относятся к изгнанию Аленичева из клуба после культового интервью «Старков — тупик для «Спартака».
И ведь недаром в середине 2000-х игроки единогласно два года подряд выбирали его капитаном команды, а Неманья Видич рассказывал, что Аленичев его «учил любить «Спартак». Глядя на днях, как болельщики «Манчестер Юнайтед» прощались на «Олд Траффорд» с Видичем, уходящим в «Интер», я вспоминал, как поклонники «Спартака» говорили последнее и очень громкое спасибо Аленичеву-игроку.
В двух этих событиях, отстоящих друг от друга на шесть лет, мне видится какая-то немного даже мистическая связь. Аленичев был безоговорочным авторитетом для молодого Видича. И с обоими болельщики бурно и трогательно прощались на изломе времён. Прощались как с одним из символов победного прошлого. И без какой-либо уверенности, что будущее окажется таким же светлым.
Возвращаясь в красно-белый стан в ранге действующего победителя Лиги чемпионов, Аленичев публично пообещал, что «Спартак» станет последней его командой в карьере. Обещание своё он выполнил. Хотя произошло это далеко не так, как виделось ему в 2004-м. Но он не из тех «хозяев» своего слова, которые сначала его дают, а потом так же легко забирают обратно.
Поэтому он по ходу завершающегося сезона и отказал «Крыльям Советов», которые по осени, под впечатлением от игры «Арсенала», возжаждали его услуг. Но Аленичев обещал команде и губернатору Тульской области Владимиру Груздеву, что отработает сезон до конца — и сделал это, да так, что Тула впервые в истории сыграет в элитной лиге отечественного футбола.
Аленичев нашёл в себе силы осознать разницу между профессиями футболиста и тренера. И, будучи победителем Лиги чемпионов и автором гола в его финале, принять провинциальную команду любительской (!) на тот момент лиги. Люди, многие этим фактом изумлённые, не увидели у него никаких понтов человека из большого футбола. Более того, осознав положение дел в клубе, Аленичев на свои деньги купил на всю команду манишки и мячи.
А каких-то два с половиной года спустя он — в Премьер-Лиге. С чем и его, и команду, и город невозможно не поздравить. Тем более что он весь сезон твердил не о результате, а о качестве и зрелищности игры. Сейчас, в век повального прагматизма, такое можно встретить крайне редко.
Этот самый прагматизм Аленичев не перенял даже у одного из своих учителей — Моуринью. Тактические и психологические нюансы, умение выстраивать отношения в коллективе — да. Но не бьющая через край ориентированность на результат. В этом смысле он гораздо ближе к другому своему учителю — стороннику футбольной эстетики Олегу Романцеву. Тому, который вместе с Георгием Ярцевым не раз приезжал в Тулу и аплодировал работе ученика. Романцев учил игрока Аленичева побеждать красиво. Теперь Аленичев учит тому же своих воспитанников.
Я был на матче и тренировках «Арсенала» прошлым летом, в разгар бурного старта «пушкарей» в чемпионате ФНЛ. Видел красно-жёлтые трибуны стабильно заполняющегося на 15 и больше тысяч зрителей стадиона, общался с людьми — и убеждался, что все они на Аленичева буквально молятся. Перечитайте на досуге тот репортаж из Тулы, почувствуйте, на каком надрыве жители этого замечательного города ходили на футбол — не веря своему счастью и ожидая, что оно, как всегда прежде, вот-вот разрушится.
Для того чтобы эта очень хрупкая конструкция превратилась в пыль, как они предполагали, достаточно одной из двух вещей — ухода в другой клуб Аленичева или перехода на другую работу губернатора-миллиардера Груздева. Причём, что поразительно, последний был абсолютно нефутбольным человеком, что, собственно, и подтвердил в недавнем интервью «Чемпионату». А заразил его игрой именно Аленичев — своим подходом, увлечённостью, отдачей.
И вот, говорят, недавно Аленичев и его соратник и по старому «Спартаку», и по «Арсеналу» Дмитрий Ананко пришли к Груздеву на приём — и тот заверил, что должное для Премьер-Лиги финансирование клубу в следующем сезоне обеспечит. После двух с половиной лет вертикального подъёма (ЛФЛ — второй дивизион — ФНЛ — РФПЛ) у Аленичева нет никаких оснований Груздеву в этом смысле не доверять.
Но на другой чаше весов — родной «Спартак». Помню, как разговаривал с Аленичевым в первый день его учёбы в ВШТ, и он чётко сказал: «Моя мечта — тренировать «Спартак». То же самое он повторил и в нашей беседе в прошлом августе.
Многие задаются вопросом — а как же Леонид Федун, воспримет ли он кандидатуру Аленичева после истории со Старковым? Ведь именно владелец «Спартака» тогда принял окончательное решение, убрав из клуба обоих. Но когда мы ещё в 2010-м общались для книги «Спартаковские исповеди», молодой тренер сказал: «Сейчас у нас с Федуном отличные отношения. Первый раз пообщались в 2009-м, на открытии полей в детской спартаковской академии. Меня попросили прийти, речь сказать. Там мы с ним нормально и поговорили. Большое спасибо Федуну за то, что значительную часть расходов по проведению моего прощального матча «Спартак» взял на себя. Это стало для меня приятной неожиданностью. И не исключаю, что однажды буду работать в «Спартаке» под его началом».
Так что, может… Но не стоит торопиться. Не один Федун в «Спартаке» всё решает. Да и у него самого — миллион советчиков, и никогда не предскажешь, к кому из них он в тот или иной момент прислушается. Тем более что далеко не все они глубоко разбираются в футболе. И даже в «Спартаке». Более того, ходят слухи, что кое-кто даже болеет за кого-то прямо противоположного…
Есть данные, что из «Спартака» с Аленичевым уже связывались. Вот только что такое нынче — из «Спартака»? Это очень важный вопрос, который, полагаю, может серьёзно повлиять на его окончательное решение.
Сегодняшняя заковыристая, переплетающаяся множеством змей система управления футбольным «Спартаком» сильно напоминает мне московское «Динамо» недавних пор, когда невозможно было понять, кто там принимает решения: генералы ли, банкиры ли, председатель ли попечительского совета Сергей Степашин, а может, ещё кто…
Сейчас в «Динамо» всё гораздо яснее, а вот в «Спартаке» — туман, как после фанатского файер-шоу. И если одна из голов этой многоголовой гидры что-либо Аленичеву пообещала, это совершенно не означает, что другие головы считают так же. А главное, что они будут не мешать, а помогать молодому тренеру, если он в «Спартак» всё же придёт.
Когда-то Никита Симонян стал главным (в ту пору это называлось «старшим») тренером «Спартака», едва закончив карьеру игрока. Сейчас многим интересно — и как же без какого-либо опыта ему удалось закрепиться в этой роли и на третий сезон, в могучем советском чемпионате, сделать «Спартак» чемпионом?
А дело всё было в том, что Николай Старостин (которого Аленичев-игрок, кстати, в «Спартаке» на пару лет застал) создал Симоняну обстановку полнейшего доверия и комфорта, чрезвычайно ясно дав понять игрокам, что вот он — тренер, и его решения не обсуждаются. Никите Павловичу, конечно, потребовалось время на адаптацию, но шестое место в первом сезоне патриарха совершенно не смутило. Результат известен.
В нынешнем «Спартаке» такое невозможно. Но ясно, что это слово — «Спартак» — манит с неудержимой силой. Несмотря ни на какое осознание объективной реальности, которое у Аленичева, несомненно, есть. Каждый из вас ведь когда-то о чём-то мечтал, не так ли? И был ли способен сам отказаться от осуществления мечты, когда она оказывалась от тебя в шаге?
В такой ситуации грешно, да и просто невозможно давать какие-то советы. На одной чаше весов — не просто команда, а целый город, который ты уже сделал счастливым, выведя в Премьер-Лигу, и который без тебя вмиг осиротеет. И, скорее всего, сдуется как воздушный шарик — потому что это твой, авторский проект.
А на другой — мечта. И, в конце концов, московский «Спартак», а не тульский «Арсенал». Команда, чьи болельщики заполнили 30-тысячный «Локомотив» на твоих проводах.
Легче всего сказать: надо, мол, ещё пооббиться, заматереть, научиться разбираться в реалиях, набраться опыта в Премьер-Лиге. Но не в клубе с такими требованиями и ожиданиями, как в «Спартаке». Тут я бы ещё добавил: с другим отношением к тренерам. Не 10-процентным.
Но кто знает, пригласят ли его в «Спартак» после? Не единственный ли это шанс, упустив который, человек потом станет годами о том жалеть?
Может, он рассудит именно так — что брать своё надо здесь и сейчас. А уж решительности Аленичеву всегда хватало. Во времена, например, когда мысль пойти к Олегу Романцеву с просьбой об отъезде за границу почти все игроки отметали с ужасом, и тот же Егор Титов так этого и не сделал, он («три пота сошло, пока шёл») пошёл. И сделал первый шаг, в «Рому», который в конце концов привёл его к европейскому триумфу.
А может, так же уверенно рассудит, что он идёт своим путём, идёт уверенно и красиво, и пока время продолжать им идти с «Арсеналом». «Спартак» же от него никуда не уйдёт.
Вопрос тут ещё и в том, не затормозится ли этот путь в жёстких реалиях Премьер-Лиги, к которой «Арсенал» кадрово может оказаться элементарно не готов. И тут уже никакое тренерское искусство не поможет. Позовут ли в «Спартак» тогда?
Насколько мне известно, Аленичев ничего для себя ещё не решил. И правильно, если так. Такое решение с кондачка не примешь, и даже тщательное взвешивание всех аргументов за и против совершенно не обязательно приведёт к верному шагу.
Тут нужно просто угадать, проинтуичить. Очень хочется, чтобы оказался прав нынешний конкурент Аленичева по ФНЛ, главный тренер «Луча-Энергии» Александр Григорян, недавно сказавший: «Таких талантливых наставников у нас не было давно. Если он продолжит расти и не снизит требований к себе, то мы получим выдающегося тренера».
С точки зрения душевного спокойствия и отсутствия негативной прессы Аленичеву лучше в Спартак не идти. В эпоху доступного интернета, любой тренер, тренирующий нашу команду, станет изгоем и "негодяем". Абсолютно любой. Съедят всех. Даже Романцева. Что, впрочем, Олег Иванович уже испытывал на своей шкуре во времена младенческого инета. Когда ему кричали с трибун "Убирайся!"
Все это можно было бы пережить, имея за спиной хотя бы такого руководителя, как Гинер, а не прижимистых истеричек без победных амбиций, всегда готовых тобой прикрыться и сделать козлом отпущения. В этих условиях и ОИР в начале карьеры ничего бы не добился, и Симонян. Решающую роль в их становлении, как тренеров, сыграл Патриарх. Политрук и Патриарх... это сравнение даже не смешно, а очень и очень грустно.
Да, гидра многоголовая, которая у нас рулит, зверюга еще та. По владению искусством управления любую восемнадцатилетнюю блондинку за рулем Хаммера переплюнет.
Меня давно умиляют фанытики, орущие про злокозненное влияние Асхабадзе на катастрофу Спартака. Т.е. человек, не имеющий последнего слова в административных решениях, не распоряжающийся финансами, имеющий в лучшем случае право совещательного голоса в трансферной политике, оказывается, каким-то образом все там развалил и продолжает свою подрывную деятельность. Не имея при этом никаких реальных рычагов влияния на происходящее, он может действовать только за счет черной магии, ворожбы, помощи мировой закулисы, которая, как известно, везде и рулит всем и всегда (кто не верит, спросите Бормана с СВ, тот лично видел) и гипноза (а как без него он подмял под себя весь совдир и даже непоколебимого счетовода Жиркова с его брезгливым равнодушием ко всему, что не имеет денежного выражения, заставив принимать решения, одно дурнее другого?). А еще он грузин к тому же, что несомненно является доказательсмтвом его злонамеренности. И вдобавок переводчик, что само по себе уже предосудительно, ибо подразумевает давние связи с иностранцами. Уж не с госдепом ли? Коли источник всех бед это исчадие ада вычислен и разоблачен, то надо не поиском тренера и футболистов для усиления состава заниматься, а приглашать экзорциста и изгонять этого демона, все остальное решится наилучшим образом само по себе. И будет всем щасте. Неужели непонятно? А Алень пусть тренирует в Туле, где нет многоголовой гидры, демона Асхабадзе, но есть миллиардер и, по совместительству, губернатор Груздев, по собственному признанию не разбирающийся в футболе, но одноголовый и адекватный. После смерти Патриарха это уже лучше, чем ничего или, тем паче, чем многоголовая гидра. А когда гидру победит какой-нибудь герой, хоть царевич Елисей, хоть Иванушка-дурачок, или она сама себя сожрет - милости просим в Спартак, дорогой и уважаемый Дмитрий Анатольевич Аленичев!