Болельщики московского «Спартака» в этом сезоне рассчитывали минимум на Лигу чемпионов, а в душе надеялись на золотые медали первенства. Во время зимнего перерыва казалось, что есть все основания увидеть борьбу за чемпионство при непосредственном участии «красно-белых». Однако в итоге московский клуб завершил сезон на шестом месте, показав один из худших своих результатов в новейшей истории. Попробуем разобраться, что же случилось со «Спартаком».
1. Неудачная смена тренера
«Спартак» уволил главного тренера Валерия Карпина в тот момент, когда команда еще могла рассчитывать на чемпионство – стоявший на тот момент ниже «красно-белых» в турнирной таблице цска сумел совершить победный спурт и в итоге завоевал золотые медали. Конечно, игра «Спартака» оставляла желать лучшего, а позорный вылет из Кубка России от «Тосно» вызвал настоящую истерику среди поклонников команды с восклицаниями «Куда уж хуже?!». Как оказалось, хуже может быть серия из 7 матчей, в которых «Спартак» проиграл 5 раз. И дело было уже не в плохой физической форме, а в безволии футболистов, бросавших играть, если что-то не получалось. У них не было уже тренера-мотиватора, способного встряхнуть их в перерыве. Мягкий Гунько авторитетом для них не являлся, а другую замену Карпину руководство клуба не нашло.
2. Проблемы с управлением
Петербургский «Зенит» тоже уволил Лучано Спалетти за несколько туров до конца, но быстро нашел ему замену в лице Андре Виллаш-Боаша. «Спартак» тоже быстро нашел замену Карпину в лице Черчесова, но тут же уличил его в неверности (бывший вратарь «красно-белых» из офиса ЛУКОЙЛа тут же поехал на переговоры с «Динамо», устроив своеобразный аукцион) и в итоге остался с неопытным Гунько. После этого сразу поползли слухи, что ответственность за проваленный сезон будет возложена на генерального директора Романа Асхабадзе, с которым якобы летом не будет продлен контракт. Владелец клуба Леонид Федун комментировать это не стал, заявив, что теперь сам занимается поисками главного тренера и встречается с претендентами.
3. Отсутствие лидера
Валерий Карпин утверждает, что проблема «Спартака» заключалась в том, что команда оказалась поделенной на группировки. Такое вполне возможно, если в команде нет лидера. Пару лет назад казалось, что на роль босса могут претендовать Дмитрий Комбаров или Андрей Дикань, но этого не произошло. Не проявили лидерских амбиций и иностранцы. В результате все мужские разговоры завершились ничем, а самолюбие у игроков в этом сезоне взыграло лишь четырежды – в двух матчах с «Динамо» и в домашних играх против цска и «Зенита». Для победы в чемпионате этого маловато.
4. Вратари
Проблемы возникли во всех линиях команды, и в первую очередь во вратарской. Политика Карпина в этом вопросе оказалась очень спорной. Большую часть первого круга в воротах стоял Сергей Песьяков, который часто нервничал, допускал невынужденные ошибки, но главный тренер упрямо доказывал, что верит в свой выбор. Дошло до того, что уже и Леонид Федун стал публично защищать номинального второго вратаря Реброва. Удивительно, что после замены Песьякова защита нервничать перестала, но… играть стала хуже, видимо поверив, что голкипер исправит все ее ошибки.
5. Защита
Оборона «Спартака» стала легендой. В первых 15 турах Карпин практически ни разу не сохранил прежний состав задней линии. Уйти туда пришлось Дмитрию Комбарову, а в каких-то матчах последним защитником вдруг оказывался Рафаэль Кариока. Совсем ситуация ухудшилась после травмы Сальваторе Боккетти, заменить которого оказалось некем. «Спартак» в лихорадке купил Сердара Таски, но немец турецкого происхождения уже по пути в Москву получил травму и смог выйти лишь во втором круге, когда ему пришлось сыгрываться с партнерами. При этом вопросы вызвала отправка в «Базель» Марека Сухи, ставшего в итоге чемпионом Швейцарии.
6. Полузащита
Поначалу все выглядело неплохо. Треугольник Глушаков – Хурадо – Коста как на конвейере создавал голевые моменты, на флангах действовали Макгиди и приобретенный Озбилиз, а на замену им вполне удачно мог выйти Павел Яковлев. Ожил Рафаэл Кариока да и Чельстрем временами показывал желание играть, а не отбывать номер. Но потом пошли травмы, дисквалификации. Яковлев сел на лавку, Макгиди захандрил и в итоге отправился в «Эвертон», Чельстрем уехал в «Арсенал», где тут же получил травму, Озбилиз сбился на индивидуальную игру, а Хурадо подписал контракт и снизил к себе требования. Вдобавок не набрал лучших кондиций восстановившийся лишь к началу второй части Ромуло, а Эберт и вовсе был похож на туриста.
7. Нападение
Пара Эменике – Мовсисян изначально выглядела едва ли не сильнейшей в России, но турок в августе неожиданно попросился обратно в «Фенербахче», и Карпин пошел ему навстречу. Дальше бомбардирскую лямку Мовсисян тянул в одиночку, чередуя удачные игры (например, с «Зенитом») и матчи, в которых ему сильно не везло. В помощь ему купили некогда грозного снайпера «Боруссии» Лукаса Барриоса, но парагваец после китайской командировки предстал бледной тенью самого себя, забив всего один гол за «Спартак». Был еще Уорис, но он к России так и не привык.
8. Трансферная политика
Трансферная политика оказалась неудачной. Игроков продавали, но на их позиции нормальной замены не находили. Сухи ушел в «Базель», а в защите осталась дыра. Ананидзе отправился в аренду в «Ростов», а голевые передачи отдавать оказалось некому. Дзюба ушел в «Ростов», чтобы стать там обладателем Кубка России, а Мовсисян остался один. Чельстрем уехал в «Арсенал», а Эберт приехал с мыслями о том, что приехал в клуб, где ему не надо будет вкалывать в каждой игре. Эменике легко отпустили в «Фенербахче», а взяли Барриоса, который даже за мяч не мог зацепиться. Наконец, не прижился у Карпина Маджид Уорис. Над этим трансфером поизголялись все российские специалисты, после чего ганец уехал в заштатный «Валансьен» и стал главным открытием французской весны, забив всем грандам. Таски сразу получил травму, а Жоао Карлос был полезней Инсаурральде, но назвать его столпом обороны пока нельзя.
9. Перерыв в чемпионате
Причиной неудачного начала второго круга многие специалисты называли плохую физическую форму команды. Зимнее межсезонье Карпин решил провести в форме эксперимента, вернув игроков из отпуска позже обычного. На всю критику он утверждал, что знает, что делает. Подозрения возникли уже на товарищеском турнире на Пиренеях, где «Спартак» был размазан по полю датским «Копенгагеном». Именно после этой игры пошел сбой, продолжившийся и в чемпионате. Тем более, что к наигрыванию основного состав Карпин за зиму так и не приступил, а Гунько весной занялся новыми экспериментами.
10. Тактическая подготовка
Унаи Эмери пытался создать в «Спартаке» систему, при которой команда играла по одной тактической схеме, которую можно было бы слегка видоизменять заменами. Все пошло не так, когда испанец начал экспериментировать с игроками, пытаясь вставлять футболистов в схему, а не наоборот. Карпин тоже пытался действовать по схеме, но придумать идеальный вариант не сумел. В результате началась чехарда с переставлением игроков по полю, которая усугублялась травмами и неудачными трансферами. Из раза в раз главному тренеру приходилось на пресс-конференциях оправдываться невезением. Гунько попытался внести свои изменения в тактику, но эксперименты завершились тем, что команда в принципе перестала создавать голевые моменты, а Гунько на пресс-конференциях вернулся к манере Карпина объяснять проблемы невезением.
Источник:http://sport.rbc.ru
|