на Фанатике натолкнулся на этот блог...хотел разместить у нас на музыкальном форуме или каталоге статей, да подумал, что редко последнее время "Пятачки"заходят в эти разделы сайта,потому и решил здесь.А тема интересна и познавательна. (Ruvka)
В этом блоге хотелось бы продолжить размышления на тему стоит или не стоит нам петь на трибунах. Если стоит то - что? Когда и сколько? Речь не будет идти о шизе, в общем, а только лишь о пении на трибуне. Лично моё мнение, что целенаправленно и организованно нам петь не стоит. Пение на футболе искуственная показуха которую пытаются внедрить на секторе люди слишком долго и часто передёргивающие на иностранные чемпионаты и импортных фанатов, в основном британских. Я считаю наше пение на трибунах позором не из за якобы русской убогости и серости, а из за того что у нас на данный исторический момент совсем другой менталитет, воспитание и традиции.
Уже не однократно приходилось высказывать мнение о том почему же мы не они. Революция 1917 года прервала многие русские традиции и многое в русских поменяла. Поменялось отношение к Богу, церкви и религии. Именно в церкви любой даже необразованный мальчишка учился слушать и понимать музыку, такт колоколов, высокие и низкие актавы, басы и теноры. Посещая церковь человек не только общался с Богом но и получал начальное - музыкальное образование. Много талантливых и известных певцов вышли из российских церквей и храмов. Например Бочелли Андреа. Итальянский певец (тенор), исполнитель классической и популярной музыки. … В 5-летнем возрасте Гедда начал петь в хоре русской церкви в Лейпциге и проявил незаурядные музыкальные способности. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки.
Если же брать русских - Богов пения то самым выдающимся и признанными в стране и мире из них является Фёдор Иванович Шаляпин.
ДЕТСТВО
Казань. Суконная слобода. Тёмным осенним вечером мальчик Федя сидит на полатях в деревянном доме мельника. Его мать и ещё несколько женщин прядут пряжу. Горит лучина. Угли падают в ушат с водой, шипят и горестно вздыхают. По стенам ходят взад-вперёд угловатые тени. В трубе жалуется ветер. Под его аккомпанемент женщины поют протяжные русские песни. Согласно музыке, душа мальчика летает над землёй на огненном коне, мчится среди заснеженных полей и воображает Бога, как Он рано утром выпускает из золотой клетки на простор синего неба солнце–жар-птицу.
Двадцатого числа каждого месяца в слободе выдавали получку. Фёдор вспоминает: «…Среда, в которой я жил, поголовно отравлялась водкой и дико дебоширила. Это были дни сплошного кошмара; люди, теряя образ человеческий, бессмысленно орали, дрались, плакали, валялись в грязи – жизнь становилась отвратительной, страшной».
Однажды, отец пришёл домой очень пьяным и совершенно не за что выпорол сына. Мальчик убежал в чистое поле у озера Кабан, лёг на землю и горько заплакал. К нему впервые пришло желание петь. В душе его зазвучала музыка, он стал петь, и сердце его отошло от тягостной обиды, зазвенело любовью и радостью. Когда он замолчал, то ему показалось, что песня ещё живёт…и летит по свету.
Долго после этого ему снились необычные сны: какие-то длинные коридоры с круглыми окнами, из которых он видел сказочно-красивые города, горы, неповторимые храмы, каких нет в Казани, а также множество прекрасного, что можно видеть только во сне и панораме.
Денег в семье катастрофически не хватало. Поэтому Федю рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Все попытки заниматься сапожным, а затем токарным и переплётным делом, закончились неудачей. Отец был окончательно разочарован в своём старшем сыне.
ЦЕРКОВЬ
Однажды, недалеко от Сенного базара с мальчиком произошёл случай, окончательно определивший его судьбу. Зимним вечером Федя катался на деревянном коньке, озяб и зашёл погреться в церковь св. Варлаамия. С порога он услышал необыкновенное пение. Продвинулся ближе - на клиросе пели мужчины и мальчики.
Ему захотелось также красиво петь, как делали это его ровесники - мальчики, стоявшие впереди хора. Мечта Фёдора осуществилась очень быстро.
Вскоре после этого случая его семья переехала в две маленькие комнатки подвального этажа. И в тот же день Федя услышал у себя над головой церковное пение и тотчас узнал, что над ними живёт регент и у него в это время спевка. Когда пение прекратилось, и певчие разошлись, мальчик бесстрашно отправился наверх и спросил соседа, не возьмёт ли он его в певчие. Тот снял со стены скрипку и сказал:
- Тяни за смычком!
Федор старательно «вытянул» за скрипкой несколько нот, и регент произнес:
- Голос есть, слух есть. Я тебе напишу ноты, выучи.
Он написал на линейках бумаги гамму, объяснил, что такое диез, бемоль и ключи. Федя с жаром взялся за дело.
Он, совершенствуясь, пел в церковном хоре Духосошественской церкви, а позднее - в других казанских церквях: Московских чудотворцев и Екатерининской. Пока голос не стал ломаться, у певчего был стабильный приработок. Его дискант украшал хор Спасского мужского монастыря Казанского Кремля, Варваринской церкви на Арском поле. Со временем Шаляпин пел уже не только в церковном хоре, но и на свадьбах, похоронах и молебнах.
Пение в церкви осветило его сердце каким-то особенным светом и чувством, о котором он вспоминает через годы: «Не хватает человеческих слов, чтобы выразить, как таинственно соединены в русском церковном пении два полюса радости и печали, и где между ними черта, и как одно переходит в другое. Приходя в церковь и слыша «Христос Воскресе из мертвых!», чувствую, как я вознесён. Я хочу сказать, что короткое время не чувствую земли, стою как бы в воздухе. Церковная песня живёт неразрывно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, сотрясает сумрак жизни...»
Отец Борис, священник, знавший Шаляпина в Париже, так писал о нём в 1995 году: «Он был человеком верующим, посещал храм по праздникам, очень любил и хорошо знал церковную музыку и, бывало, подходил к клиросу и подпевал Архиерейскому хору под управлением Н.Н. Афонского, большого знатока и мастера. Каждый год давал в одной из парижских зал концерт с Архиерейским хором: первую часть составляли вещи, которые он пел с хором... Отношения с духовником, человеком очень опытным и значительным, у него были тёплыми и постоянными».
В книге «Маска и душа» Шаляпин признаётся: «Первое моё приобщение к песне произошло в русской церкви, в церковном хоре».
Это означает, что яркая и победная жизнь, прожитая в разных странах мира, исторически произошла у него в России от корневой основы, от православия. Именно православие стало той благодатной почвой, в которой вызрел жёлудь, ставший впоследствии великолепным мощным и раскидистым дубом, навеки оставшимся в истории мировой культуры.
То есть получается так, что у человека сначала запела душа, а потом уже пришли профессионализм и знания. Кто сейчас в наше время или чуть ранее обратил, бы внимание на такого мальчика и стал его так мудро и грамотно учить приди он не в церковь, а к учительнице пения в своём классе? Когда вы, те кто пытаются заставить нас петь в последний раз стояли полностью воскресную службу в храме? Кто из вас имеет музыкальное образование? К сожалению революция прервала цепь народного духовного и музыкального само образование. Пение особенно в последние годы стало не массовым и не душевным, а нишей для заработка денег и игрой на самых низменных человеческих чувствах. Вы сами совершенно спокойно могли дать подзатыльник очкарику встреченному в лифте со скрипкой, а теперь требуете от такого же брутально соседа, что бы он стоя рядом с вами вытягивал на стадионе "Катюшу" которую пели школьные задроты после уроков в актовом зале, готовясь к хрен знает какому празднику в то время когда вы колотили мячом стёкла в кабинете биологии на первом этаже!
Я не знаю когда мы запоём на стадионах и запоём ли мы вообще, думаю должно пройти какое то время. Это получится само - собой, от сердца, а не путём перевода людёй со сложными лицами на край сектора, в этом я уверен на сто процентов. Что же касается наших так называемых примеров, то их массовое образование никоем образом не прирывалось, а наоборот из года в год только шло по нарастающей, поющие католики и протестанты это не исключение, а такая же норма, как и дождь на их прекрасных островах. Люди с рождения не только уважают и почитают свою религию, но и до сих пор борются за право её существования и главенство на их территориях. Постоянные посещения костёлов по праздникам и воскресеньям приучает их не стесняться и чувствовать себя раскованно в окружении людей воспроизводящих и слушающих пение. Пение для них это божественное действие и борьба за своё существование, пение это общение с Богом. Они не боятся петь и сочинять музыку и это может оценить не только московский фанат, но и весь мир в принципе потому, что нам бы не хватило блога что бы перечислить культовые британские группы меняющие каждые пять- десять лет понимания людей о том какая вообще должна быть сегодня музыка. Я забил в yandex "топ 10 русского караоке". Зачем? Затем, что некоторые утверждают, что наша страна поёт! Стоит выйти во двор или оказаться в клубе и ты это ощутишь. Вот, что всплыло на одном уважаемом сайте:
Дальше десятки такие помои, что просто страшно становится, за свою психику. Это наш топ. Что возьмём на трибуну? Что возьмём в обработку? Что споём на зависть британцам? Это наш уровень и наш запрос к жизни.... Некоторые кричат не хотим современное, есть советские песни хорошие, согласен есть. Вот одна из них. Создана для фанатов Спартака не иначе. Называется "Всё что в жизни есть у меня". На английской подписи в ютюб вообще жирно будет, "Everything in life is me"!!!
Или это, "love is like a dream"!!!! Тоже в принципе к Спартаку можно прилепить и тоже хит в караоке.
Поём?
Нет?
Ну ладно....
Вот и всё у нас как - то так, давайте лучше ещё немного о Королевстве.
Мелодичность, собранность, не боязнь плеча соседа, раскованность идёт у британцев от их детского церковного - музыкального воспитания.
Агрессия, напористость, наглость берёт корни из их без башенного прошлого которое неотрывно связанно с покорением морей, пиратством, золотом и реей.
Сегодня наши потуги так же далеки от английских или шотландских, как песни уважаемого многими Владимира Высоцкого про пиратов и настоящие пиратские песни в исполнении британцев. Особым клиническим случаем и просто вредительством на трибунах мне кажется переделывание в песни культовых Спартаковских зарядов и перекличек. Если так и дальше пойдёт дело - то вскоре любители ютюба заставят нас с вами пропеть "Руууууууускиееееее в пееееееерёёёёёёёёд!!!! Паба-ба-паааааам!!!! Я если честно против. Не хочется ставить грустную точку, возможно и мы когда ни будь запоём, на всё воля Божья, но только давайте не в ущерб тому, что у нас хорошо получается и не из под палки. Если некоторые товарищи из движа по настоящему хотят научить людей петь, то они сами должны уметь это делать, а то у нас получается что очень активные люди сели на трибуну в низ, а те кто разбираются в теме, вроде как советуют посадить хор на верх и оттуда начинать окультуривать массы ибо там и акустика лучше и удобнее управлять процессом с верху в низ, а с низу в верх практически не возможно.
P.S.
Не хотелось об этом писать но для чистоты восприятия нужно. Вы же бывали на выездах в Европе и видели в каком состоянии многие заходят там на стадион, особенно те кто идёт за ворота, некоторых просто заносят. У нас алкоголь не продаётся не только на стадионе, но и за две остановки метро до него. Те кто не видят связь между исполнением на Энфилд Роуд "You'll never walk alone", пабом перед стадионом, бутылкой Linstead Cocktail и шестью кружками Guinness ничего не смыслят в этой жизни. Далее стоит отметить капиталистический менталитет островитян которые поют на самом для себя и о себе по большей части, а не для команды. Пьяные вдрызг они упиваются своим пением привитым им с молоком матери и получают удовольствие от жизни. У нас ты идёшь на футбол, как на боевую спецоперацию ЗОЖ и законы страны не дают глотнуть пивка, накаченная от приседаний со штангой жопа не позволяет сидеть, полиция вот - вот разденет, а тёлка не даст. Очень трезво и очень правильно, надо спеть не для себя, а для хер знает кого "Катюшу", при этом ты замечаешь сложные лица не поющих, но сам даже не можешь представить что в то время, как ты выдавливаешь из себя второй куплет твоё лицо по сложности можно заносить в "книгу рекордов гинесса". Отсюда и сюжет, что люди будут петь тогда, когда это им хочется, от природы, погоды, бухла или игры любимой команды, а не когда кто-то где-то решит, что петь тупо - надо.
Вот это оригинал.
А вот это наш ответ сделанный в стиле оригинала.
Любой может сравнить, ну а я как говорится "No comments".
Моя бабушка Ксения Ивановна ,мамина мама ,была абсолютно не грамотным человеком ,маломальски научилась читать по слогам в ликбезе. Писать же не научилась совсем. У её отца просто не было средств для того что-бы отправить в хотя-бы в начальную школу, пятерых дочерей, потому образование получила только одна из сестёр.Я слава богу, застал всех пятерых живыми, время от времени они собирались или у нас в Караганде или в Петропавловске(каз), ещё одна сестра жила в Каканде, и одна в Нижнем-Тагиле .Я часто присутствовал на их сборах, как в Караганде ,так и в Петропавловске. И какое же это было счастье ,какой это был Кайф когда они начинали петь.Я тогда ещё пацан, мог часами сидеть с открытым ртом ,вместо того что-бы бежать играть в футбол с пацанами и слушал их пение.Где они научились этому и почему не имея общей культуры могли так петь?Я никогда не задумывался над этим, пока не прочёл эту статью ,а теперь всё встало на свои места ,ну конечно-же Церковь ,Русская православная Церковь с её прекрасным Церковным пением .Вот уж действительно можно сказать, что Церковь была всенародным музыкальным училищем. Вот перечёл свой пост и остановился на том что сказал: "не имея общей Культуры" понял что оболгал сестёр была-была у них общая культура да ещё какая ,и культура общения и нравственная культура,моя бабушка могла часами рассматривать мои книги, с репродукциями картин из Русского музея ,Третьяковки,Эрмитажа.Можно спросить а это-то откуда?А всё от туда-же из Церкви ,что-ещё как не великая Русская икона может привить любовь к живописи? А еженедельное прослушивание Библии ,книги которая,помимо всего прочего давно признана Величайшим литературным Шедевром,разве это могло позволить нашим предкам пользоваться словами паразитами .(как-бы типа говорить по русски) Всё это я говорю о влиянии на общую культуру России той старой, настоящей Православной Церкви, а не новомодной Гундяевской подделке.
Добавь еще общественную мораль и нормы социального общежития. Пороги поведенческого табуирования, семейные традиции, профессиональную этику и придешь к тому же, о чем я и писал: общекультурные ценности (не путать общую культуру с ее составной частью -искусством, в данном случае вокальным).
Культура пения есть часть общей культуры. Достаточно почитать интернет, да и "профессиональные" лицензированные СМИ, что бы убедиться в катастрофическом общем уровне культуры в стране. Меня можно убеждать до бесконечности, что степень владения родным языком не является главным мерилом культуры и базовым элементов общей культуры во всей ее многогранности, но не убедите. О какой культуре пения может идти речь в стране, где более 90% бьющих себя в грудь "истинных русских" испытывают непреодолимые трудности в различении "кампании" от "компании", употреблении "ни" и "не" и Ь после Т. И это независимо от наличия диплома о ВО. Про массовое обыдление сознания с помощью зомбоящика я вообще не говорю. Так что до культуры пения на трибунах нам как до Марса раком