Заслуженный тренер России Анатолий Королёв рассуждает о проблемах нынешнего «Спартака»
– «Спартак» на сборе в Турции одержал первую победу в нынешнем году, переиграв австрийский «Ваккер» со счётом 3:2. Символично, что результат был достигнут, когда на поле появились молодые спартаковские воспитанники?
– Это пока ни о чём не говорит. Идёт подготовка к возобновлению чемпионата. Наверняка, футболисты и молодые, и опытные играли под серьёзной нагрузкой. Сбор есть сбор. Но то, что доверять своим воспитанникам надо, это однозначно! Нынешнюю спартаковскую молодёжь я настолько близко не знаю, но судя по беседам с теми людьми, которые контактируют с этими ребятами, понимаю, что они нуждаются в доверии. Прежде всего я имею ввиду игровое время, которое необходимо для них выкраивать.
Чем класснее игроки вокруг тебя, тем быстрее ты прибавишь. Но многое, конечно, зависит от тренера. Как он это всё видит и как для себя представляет?
– Анатолий Федосеевич, Вы столько лет проработали старшим тренером СДЮШОР «Спартак», возглавляли дубль красно-белых. Кому, как ни Вам, знать, что даёт молодым футболистам работа на сборах вместе с основной командой?
– Приобретение опыта. Ведь, если взять молодёжную команду и «Спартак-2», то работа с основой – это совсем другой уровень. Здесь более классные игроки. А чем класснее игроки вокруг тебя, тем быстрее ты прибавишь. Но многое, конечно, зависит от тренера. Как он это всё видит и как для себя представляет?
– В последнее время много говорилось о той вертикали, которая должна существовать между академией, «молодёжкой» и основной командой. Вас не смущает, что стилистически футбол, в который играет «основа», сильно разнится с игрой всех остальных спартаковских команд?
– Меня смущает, что «основа» не играет, а мучается. Непонятно, в какой футбол она играет? Мысль, которую пытается донести до своих игроков главный тренер, совершенно не прослеживается.
– Возможно, дело не в главном тренере, а в уровне исполнителей в команде?
– Всё равно всё идёт от главного тренера. К тому же, он за всё и отвечает. Не знаю, кто-то из руководства действует на Якина или не действует? Но за результат всегда спрос идёт с главного тренера. А игра команды – это лицо главного тренера. Если нет результата и нет игры, то дело совсем плохо. А если нет результата, но есть игра, как, положим, в Туле у Аленичева, то тогда народ на футбол ходит. А тут скоро с такой игрой и народ перестанет ходить.
– Действительно ли футбол, в который играет тульский «Арсенал», ближе к исконно спартаковскому, в сравнении с самим «Спартаком»?
– Конечно. Внимательно слежу за тем, что там происходит. Да, пока не всё получается. Но там работают, можно сказать, мои младшие товарищи, которых я хорошо знаю. Это и Дима Аленичев, и Дима Ананко, и спортивный директор Саша Маньяков, который ещё у меня играл. Поэтому там всё родное. И они никогда не будут играть в такой футбол, который сейчас показывает «Спартак». Сам Аленичев об этом неоднократно говорил. Ведь «Спартак» в такой футбол не играл даже в самые слабенькие времена.
Тренерам ведь тоже доверять надо. А здесь всё делается методом «тыка». То одного тыкнули, то другого тыкнули. Этим, на мой взгляд, ничего не добьёшься.
– Как Вы считаете, «бесковский» принцип: «От игры к результату!» применим в современном футболе, или всё равно результат стоит на первом месте, и его надо добиваться любыми путями?
– (Смеётся). Принцип Бескова, по-моему, он не умирающий вообще! Причём это актуально для всех тренеров. И для Моуринью, и для Гвардиолы, и для всех. Это же аксиома! Я, например, сейчас у «Спартака» игры не вижу, причём уже довольно давно. Было время, когда надо было доверить Гунько. Говорю об этом не потому, что он мой воспитанник, а потому что он школу «Спартака» прошёл, начиная с 7 лет. Тренерам ведь тоже доверять надо. А здесь всё делается методом «тыка». То одного тыкнули, то другого тыкнули. Этим, на мой взгляд, ничего не добьёшься.
– Какой «Спартак», с игровой точки зрения, Вам больше нравился за последние несколько лет?
– Если говорить о «Спартаке» Гунько, то Диму бедного просто бросили на угольки. А там такие зубры, что, мне кажется, там чистый «сплав» был. У Карпина были проблески. Но там эшелоны футболистов привозили и эшелоны увозили. Поэтому стабильности и не было. Конечно, игра при Карпине была поярче. Но там были хорошие футболисты, которые временами здорово при нём играли. А когда они из «Спартака» уходили, всё пропадало, и команду надо было начинать строить заново.
– У Валерия Карпина сейчас своей головной боли хватает. Его как раз из «Мальорки уволили…
– Я знаю. А он к этому и шёл! Когда он ещё только пришёл в «Спартак», я сказал, что у него получится. А потом как посмотрел, чем он начал заниматься, всех увольнять, всех убирать вместе с Поповым, стало понятно, что там ничего не получится. Не тем он занимался! В «Спартаке» начали появляться всё какие-то друзья-подружки!
– Валерия Карпина в «Спартаке» уже нет, а дело его живёт. Зимой команду покинул целый ряд футболистов. Сначала Тино Коста, потом Боккетти с Широковым, теперь Дзюба и Яковлев. Как Вы на всё это смотрите?
– Я на всё это смотрю очень даже негативно. Наверное, у каждого свои причины. Но я знаю, что у Широкова характер не сахар! Я его знаю с тех пор, когда он ещё играл по юношам в ЦСКА на позиции центрального защитника. Помню, что он и тогда отличался различными делами. Но если человек нужен, значит, надо как-то приспосабливаться. Если все знали, что Роман такой, зачем тогда его нужно было брать в команду? Здесь много всяких нюансов.
– Сейчас, когда ушёл один футболист, за ним другой, потом ещё кого-то в аренду отдали, у Вас не возникает вопрос: а кто играть-то будет?
– У меня возникает вопрос: почему бегут наши игроки? И мне кажется, что делают они это с удовольствием. Вот это меня поражает. А ведь они могли бы реально помочь. Как создалась обстановка, которая началась ещё с Карпина, так она и продолжается.
У меня возникает вопрос: почему бегут наши игроки? И мне кажется, что делают они это с удовольствием. Вот это меня поражает. А ведь они могли бы реально помочь.
– У Вас самого есть ответ на этот вопрос?
– Как модно сейчас говорить, без комментариев! (смеётся).
– Вы ведь прекрасно знаете Артёма Дзюбу. Неужели всё настолько серьёзно, что он не захотел остаться в клубе, который дал ему путёвку в жизнь?
– (Вздыхает). Артёма я знаю! Можно сказать, знаю с самых соплей. И знаю, что это такое – Артём!
– Тоже характер не сахар, как и у Романа Широкова?
– Ну-у-у! Это совсем разные люди.
– Его переход в «Зенит» как-то можно оправдать?
– А что тут оправдывать? Копейка! Человек хочет жить как можно лучше. Он сам выбирает, что ему ближе. Нужно правильно расставить акценты в жизни, что для человека самое главное? Сам Артём толком ничего не говорит. Федун заявляет, что предлагал ему достойную зарплату. А что такое достойная и что такое недостойная? Это всё полутона. Беспринципность. Сейчас вообще нет такого человека, чтобы он сказал действительно конкретно, и всем сразу было всё понятно. Вместо этого всё как-то завуалированно, всё чем-то засыпано. Когда человек пытается всё это разгрести, то это отвлекает. Не хочет, ну, пусть уходит, Боже мой!
– Многие спартаковцы не представляют, как Дзюба будет играть в Санкт-Петербурге? Вы понимаете, зачем он «Зениту»?
– Элементарно! Он туда придёт, и, если вся вот эта португалоговорящая компания останется, она его сплавит и всё!
– То есть, Ваш прогноз пессимистичный?
– Да. Он не туда идёт! Дай Бог, чтобы у него всё там получилось! Но, мне кажется, что Дзюба не туда гребёт!
– Вы боитесь, что он может в «Зените» повторить судьбу Александра Бухарова, который там прочно осел на скамейке запасных?
– Я не боюсь, бояться должен он! Видимо, так и будет. Я просто могу ему посочувствовать, вот и всё!
Дзюба пока только чуть-чуть засветился, но ещё не стал твёрдым игроком «основы» сборной, чтобы его игра была там определяющей. Этого же нет!
– Как Вы думаете, как отразится переход Дзюбы на его перспективах в сборной России?
– Не такой уж он великий игрок, чтобы это отразилось на сборной. Неизвестно ещё, в какой форме он будет и как он на уровне сборной будет играть? Дзюба пока только чуть-чуть засветился, но ещё не стал твёрдым игроком «основы» сборной, чтобы его игра была там определяющей. Этого же нет! Там тоже всё вилами по воде писано.
– Сейчас всё идёт к тому, что, если «Зенит» не выкупит его контракт до закрытия зимнего трансферного окна, то Дзюба будет тренироваться с молодёжной командой «Спартака» под началом Владимира Бесчастных. В таком случае, он, наверное, растеряет игровую форму?
– Да не наверное, а точно! Для футболиста остаться без игровой практики – это подобно смерти! Даже если Володя будет в «молодёжке» к нему хорошо относиться, не факт, что Артём там сохранит игровые кондиции. А ему надо, наоборот, вверх лезть, повышать свой уровень. А где он там будет его повышать? Я думаю, что у него будет спад. И ещё неизвестно, как он из него вылезет. Ведь ему нужна настоящая игровая практика на уровне Премьер-лиги. А где он будет её сейчас получать? Придёт в «Зенит»? Тогда точно повысит, как Саня Бухаров! (смеётся).
– Тогда остаётся единственный вариант с арендой.
– Я не знаю, захочет ли «Спартак» отдавать его куда-то в аренду или нет? Смотря какие там взаимоотношения. В клубе могут принципиально решить и никуда его не отпускать. Пусть играет в дубле.
– А что можно сказать насчёт Павла Яковлева, для которого вариант с арендой всё-таки нашёлся?
– Я Пашу тоже давно знаю. И, конечно, он заслужил, чтобы играть в «основе». Ему просто надо найти там место, а то уже дошли до того, что его защитником начали ставить! Когда он был в академии, то играл на первой позиции в атаке, много забивал. Если надо, мог сыграть и в оттяжке, и на фланг сместиться. То есть, Паша – многофункциональный футболист. Но когда его подтянули к основной команде, то сместили влево. Однако чтобы играть на фланге, тем более, сейчас, это лошадь должна быть! Он хорошо функционально подготовлен, природа его наделила. Но, мне кажется, у него желания нет играть крайнего защитника, и он не создан для этого. Я, например, тоже Комбаровых не представлял в этой роли. Они ведь тоже через мои руки прошли. Ну, какие они защитники, особенно Димка? Вы же помните чемпионат мира, его всё время вперёд тянет!
– Мурат Якин, когда только пришёл в «Спартак», первым делом вернул Дмитрия Комбарова в полузащиту. Вам понятно, почему впоследствии он от этого отказался?
– Я думаю, что проблемы в обороне были настолько серьёзными, что Димка там был нужнее. И им просто затыкали дыры.
Его сейчас прежде всего надо психологически поднять. Пашка же выходил в «Спартаке» и весь трясся, не знал, куда бежать и куда отдавать!
– Возвращаясь к Павлу Яковлеву, Вы связываете определённые надежды с тем, что в «Мордовии» ему предстоит работать с таким маститым специалистом, как Юрий Сёмин?
– Палыч – опытный тренер. Он поговорит с ним, прочухает его психологию. Его сейчас прежде всего надо психологически поднять. Пашка же выходил в «Спартаке» и весь трясся, не знал, куда бежать и куда отдавать! Я думаю, что то время, которое он проведёт в «Мордовии», пойдёт ему на пользу. Палыч к нему подход найдёт.
– А по возвращении в «Спартак» Яковлев сможет закрепиться в основном составе, ведь всякий раз в аренде он проявлял себя гораздо лучше, чем в родном клубе? Здесь дело в доверии или в чём-то другом?
– Дело в том, что творится в «Спартаке» в последнее время. Поэтому, как у Паши пойдёт, когда он вернётся из аренды, это гадание на кофейной гуще. Тогда проще к цыганам обратиться! (смеётся).
– Может быть, появление попечительского совета «Спартака», в который вошли прославленные ветераны клуба, поможет избежать подобных гаданий и вернёт определённые традиции, местами уже утерянные? Как Вы восприняли создание этого совета?
– (Смеётся). С юмором! Когда мне об этом сказали, ещё до публикации в СМИ, я подумал, что это юмор. Что они там могут решить-то? Просто собраться и поговорить? Если уж создавать такой орган, надо, чтобы он работал. А если этого нет, то лучше собраться где-нибудь в «Арагви»! А что? Посидели бы, махнули… Поэтому я скептически смотрю на эту инициативу.
– Всё-таки люди в этом совете собраны все сплошь с именами. Они много лет отдали «Спартаку».
– Ну, и что, что с именами? Да, были имена. Но ведь имена сами по себе ничего не решают! Вот, например, в команде, как я уже говорил, всё решает главный тренер. В «Спартаке» должен работать российский специалист.
– Вы видите такого человека прямо сейчас?
– Да их сколько угодно! Тот же Аленичев. Пора уже дать ему возможность поработать в «Спартаке».
– Но ведь также совсем недавно говорили и об Андрее Тихонове, а он ушёл в «Краснодар».
– Вот видите как! Это всё называется одним словом – жизнь! Правда, я с тех пор с Андреем не разговаривал. Поэтому не могу знать, как там и что. Я знаю, что Егор Титов без работы ходит. Егор – коренной спартаковец, а ему место не найдут никак. Если уж такому человеку не могут место найти в родном клубе, что это тогда за «Спартак» вообще?
Егор – коренной спартаковец, а ему место не найдут никак. Если уж такому человеку не могут место найти в родном клубе, что это тогда за «Спартак» вообще?
– Когда Егора Титова об этом спрашивают, он всегда говорит, что у него очень много времени уходит на дочку, которая занимается теннисом.
– А что он в его положении ещё может говорить? Зная его порядочность, зная его характер, понятное дело, что Егор по-другому и не скажет.
– Вы полагаете, проблема не в этом, и, если бы его пригласили в «Спартак», он бы пошёл, даже не задумываясь?
– Не знаю на счёт, задумываясь-не задумываясь. Однако, скорее, всего пошёл бы. Но, опять же, кто бы пригласил? На какую должность? Это ведь тоже важно. А то, что ему есть, что передать, есть, что сказать и показать в «Спартаке», это однозначно! Это только у нас в наше время такие люди, столько отдавшие «Спартаку», остаются без работы. То, что сейчас в академии работают и Мелёшин, и Джубанов – это, видимо, заслуга Сергея Родионова. Всё-таки он тоже коренной спартаковец. Но надо и Егору найти там работу, чтобы он мог приносить пользу «Спартаку». А то, что он на это способен, я даже не сомневаюсь!
Источник: Eurofootball
|