Из Сочи
Несколько недель, проведенных на
Олимпиаде, рискуют подорвать финансовое благополучие наших артистов.
Поэтому в Сочи они не задерживаются. Знаменитый пианист Денис Мацуев –
исключение. С трибуны он, кажется, не уходит. Утром смотрит коньки, днем
– хоккей, вечером – фигурное катание. Успевает и в горы на соревнования
выбираться.
По слухам, есть у Мацуева в последний день Олимпиады еще одно важное дело, но рассказывать об этом он пока не имеет права.
ГЕРГИЕВ
– Трудно было раздвинуть гастрольный график?
– Не то слово! Хоть озаботился
этим заранее. Часть зарубежных гастролей удалось перенести на июнь и
октябрь. Но три дня Олимпиады все равно выпали из-за концертов. 13
февраля я играл в Париже, 14-го – в Москве. В Сочи приземлился за
полчаса до начала хоккейного матча Россия – США и помчался в "Большой". А
20-го на сутки лечу в Люцерн.
– К церемонии открытия у вас, как музыканта, вопросы остались?
– Слава богу, звучала русская классика, Чайковский. Были здорово показаны
все эпохи, которые отражались в музыке. Она ведь неотъемлемая часть
некоторых видов спорта. Татьяна Тарасова говорит, что в фигурном катании
без попадания в музыку успеха не добьешься. То же самое услышал на днях
от легендарной пары Белоусова - Протопопов.
– Их тоже здесь повстречали?
– Для меня это историческое знакомство. Я потерял дар речи, когда они подошли и спросили: "Денис, можно сфотографироваться?"
– Сразу поняли, кто это?
– Конечно! Страстью к фигурному
катанию я обязан бабушке. В записи видел множество выступлений
Белоусовой и Протопопова. Преклоняюсь перед этой парой. Они до сих пор
катаются! В YouTube выложен ролик полугодичной давности, где они
участвуют в каком-то шоу. Олег Алексеевич рассказывал мне, как в 60-е
сам клеил музыку, монтировал пленки на бобинах.
– Все вручную?
– Тогда это было в порядке вещей. И
костюмы сами шили. Они почти всегда катались под классику – Бетховена,
Чайковского, Рахманинова. Белоусова с Протопоповым первые внесли в
фигурное катание музыкально-театральный компонент, без которого этот вид
спорта теперь уже нельзя представить.
– Правда, что ваш друг Валерий
Гергиев на церемонии открытия собирался дирижировать из гигантской
люстры, которая должна была опуститься на поле из-под крыши?
– Да. Не буду раскрывать секреты, но там планировалось и мое участие.
– Тоже в люстре?!
– Нет. Со мной была другая задумка. Все сорвалось из-за технических неполадок.
– Выдохнули с облегчением?
– Почему? Я сразу согласился,
люблю импровизацию. Да и Гергиев человек рисковый. Он, кстати, звонил
мне из Франции за пять минут до вашего прихода. Узнавал последние
новости на Олимпиаде. Маэстро дружит с Блаттером, Беккенбауэром,
Платини, другими спортивными чиновниками. Поверьте, он очень многое
сделал для победы России в голосованиях за проведение Игр-2014 и
ЧМ-2018.
– В Сочи регулярно замечал вас на хоккее, фигурном катании, коньках. Где еще побывали?
– На биатлоне, супергиганте,
могуле, когда Смышляев сенсационно взял бронзу. В Красной Поляне красота
необыкновенная. Курорт мирового уровня. Главное, чтоб там все
развивалось. Для этого нужно уйти от цен, которые зашкаливают. Полистал
меню в ресторане. Бутылка вина – 10 тысяч рублей!
– Для вас это какая по счету Олимпиада?
– Шестая. Первая была в Атланте. В
21 год с программой фонда "Новые имена" отправился туда в составе
официальной делегации. Представлял нас там на концертах лично президент
МОК Самаранч. "Новые имена" – это был прорыв. Где мы только не
выступали! И в Букингемском дворце, и в Ватикане. Для Папы Римского
играли четыре раза!
– Самое веселое, что произошло с вами в Сочи за эти дни?
– У Вани Урганта в программе
принесли для меня нарезку из шорт-трека, лыж, керлинга, могула,
трамплина. Каждый фрагмент надо было оформить музыкально.
– Экспромт?
– Да, я не готовился. Рояля нет,
сел за электронное пианино, увидел картинку – и начал импровизировать.
Шорт-трек озвучил мелодией из "Ну, погоди!" Керлинг – "Полет шмеля".
Старт лыжной эстафеты – "Время, вперед!" Свиридова. Могул – вторая
рапсодия Листа.
– А трамплин?
– Пока спортсмен летел, я делал
поступательное движение по клавишам. А в момент приземления заиграл We
are the Champions. По-моему, симпатично получилось. Посмеялись. Еще на
хоккее был забавный диалог с Фетисовым. Заговорили об Олимпиаде в
Калгари. Турнир тогда проходил по другой схеме. Для сборной СССР,
которая уже обеспечила себе золотые медали, заключительный матч с
Финляндией ничего не решал. Наши проиграли 1:2, единственную шайбу
забросил Фетисов. Но когда ему об этом рассказал, он сильно удивился:
"Ни матч с финнами, ни собственный гол в памяти вообще не отложились!
Вот как грохнули Канаду 5:0 и Швецию 7:1 – помню..." А я просто с 1983
года вел таблицы, дневники. Про наш футбол и хоккей знал все.
КАРПИН
– Валерий Карпин для вас ассоциируется с какой музыкальной композицией?
– Он больше ассоциируется с
голубым трико, в котором дебютировал за "Спартак" в манеже. 1990 год,
победа над ЦСКА 5:4, он с фланга выдал две голевые передачи. Для меня
Карпин до сих пор никакой не Валерий Георгиевич. Просто Валера, звезда
российского футбола 90-х. Его стиль общения с футболистами и
болельщиками создает впечатление, что в душе он все равно еще игрок.
Когда убьет в себе образ дерзкого, острого и на язык, и на игру человека
– тогда станет большим тренером. Многие мои друзья-болельщики
разуверились в нем. А я, как ни странно, в Карпина верю.
– Знакомы?
– Нет. Вот с Федуном общался.
Осенью сидели рядом на "Петровском". Я заскочил в Петербург на несколько
часов, чтоб увидеть матч с "Зенитом". "Спартак" проиграл 2:4, но футбол
был изумительный. Тот случай, когда после поражения не стыдно. На мой
взгляд, "Спартаку" сейчас не хватает классных игроков с российским
паспортом. Отлично вписался в состав Глушаков, на глазах прибавляет Дима
Комбаров. Но этого мало. А легионеры нужны такие, как Боккетти. Лидер
по игре и по духу. Тут же навел порядок в обороне.
– С Фабио Капелло на Олимпиаде пересекались?
– Не совпали по срокам. В Сочи он
не задержался. Прошлой весной Капелло был в Петербурге на открытии новой
сцены Мариинского театра. Затем пообщались в неформальной обстановке.
– Вас Гергиев познакомил?
– Да, они друзья. Фабио –
поклонник русской культуры. Посещает симфонические концерты, оперу.
Работая в "Милане", "Реале", сборной Англии, приезжал в Россию как
частное лицо. Просто послушать "Бориса Годунова", "Хованщину",
Чайковского, Рахманинова. Не потому, что дружит с Гергиевым. Ему это
действительно интересно. Говорит, русская музыка его вдохновляет.
Капелло – страстный романтик!
– По нему не скажешь.
– При этом, как любой итальянец, невероятно экспрессивен. Думаю, он бы спокойно мог сыграть Отелло.
– Почему бы вам с Гергиевым накануне чемпионата мира не пригласить сборную на свой концерт? Капелло вряд ли станет возражать.
– Спасибо за идею. Обязательно
обсудим это с Фабио. Игрокам "Спартака" во времена Старостина и Симоняна
прививали культуру. Команда ходила в театр, консерваторию. Но сегодня
Кариоку не заставишь слушать Чайковского. А сборная – другое дело.
Думаю, футболистам будет интересно. Классическая музыка обогащает
духовно. Лечит, наполняет позитивной энергией. Люди после концерта
становятся другими. У них растапливаются чувства. Не важно, плачешь ты,
смеешься или тебя прижимает к стулу.
РЕКОРД
– В Бразилию на чемпионат мира собираетесь?
– На один матч нашей сборной
вырвусь точно. Вроде есть дырка в графике гастролей. Я в 2013-м
установил рекорд – 210 концертов за год! Никто из пианистов никогда
столько не играл.
– Вам это в радость?
– За рекордами не гонюсь. Я не
устаю от концертов – наоборот, заряжаюсь. Выматывают перелеты, смена
часовых поясов... В январе было три свободных дня, и я рванул на Дальний
Восток. Устроил благотворительные концерты для пострадавших от
наводнения. Из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре предложили добираться
поездом либо древним вертолетом. Я выбрал первый вариант.
– Трезво.
– В вагоне – жара, на улице минус
40. Перепад температур, наверное, и подкосил. Свалился с воспалением
легких. Впервые в жизни проболел три недели. Пришлось отменять концерты в
Нью-Йорке, Берлине, Тель-Авиве, Милане. Пять дней в больнице держали
под капельницей. Когда пошел на поправку, мне это состояние неожиданно
понравилось. Не надо никуда взлетать, можно отдышаться. Потом сел за
рояль – совершенно другая голова! Свеженький, легкий. За неделю выучил
две новые программы. И появилась мысль уменьшить количество концертов.
– Это реально?
– На ближайшие три с половиной
сезона все расписано. Но потом начну сокращаться. Я и с маэстро
Гергиевым говорил на эту тему. У него за сезон вообще 300 концертов!
Живет в таком режиме 23 года! Недавно я повторил его достижение: в час
дня сыграл в Амстердаме, а вечером – в Нью-Йорке.
– Успели?
– В Амстердаме предоставили
чартер. За семь с половиной часов полета отоспался. Из аэропорта на
Манхэттен отвез вертолет. Был жуткий ливень, пока сели, натерпелся
страху. Все бы ничего, но шофер, который меня встречал, перепутал место
посадки. Я мокрый до нитки, с чемоданами, побежал ловить такси. В
"Карнеги-холл" влетел за 20 минут до выхода на сцену. Переоделся и, не
разыгравшись, прыгнул за рояль. А публика-то думает, что я неделю в
Нью-Йорке "сижу на сборах".
– За последнее время – самый потрясающий зал, в котором играли?
– В этом смысле удивить меня уже
сложно, но японцам удалось. У них в стране около 80 залов с уникальной
акустикой! Считай, в любой деревне. Еще испанцы, несмотря на кризис,
выстроили 15 новых залов для классической музыки. Самый-самый – в
Сарагосе. Если же говорить о публике, то она для меня везде одинаковая.
Не делю ее на сословия, национальности. Моя стратегия по захвату
энергетики зала не меняется. Хотя прошлогоднее турне в Южную Америку,
пожалуй, стоит особняком.
– Почему?
– Я выступал с Royal Concertgebouw
Orchestra – лучшим, по версии журнала "Граммофон", оркестром мира.
Музыкальный руководитель – Марис Янсонс, он
родился в Риге, окончил Ленинградскую консерваторию. В Буэнос-Айресе мы
играли в театре "Колон". Вмещает он три тысячи человек, гениальной
красоты зал. Я там оказался не впервые. Но в тот вечер по энергетике
было что-то фантастическое. Ощущение, что я в составе "Бока Хуниорс"! Такие овации, раз десять выходил на бис! И дело даже не в децибелах, а во внутреннем единении с публикой.
ЧЕРЧЕСОВ
– В Бразилии часто бывали?
– Раз шесть. Обожаю эту страну.
Мне близок ее менталитет. Да, проблемы в экономике, денег нет, но
бразильцы не унывают. Поют, танцуют, пьют коктейль кайпиринья, играют в
футбол. Вся жизнь – в ритме самбы. Во время последних гастролей в
Сан-Паулу вспыхнули манифестации. Люди протестовали, что в разгар
кризиса проводят чемпионат мира. Я к ним присоединился.
– Как неосторожно.
– Знал, что здесь ничего плохого
не случится. Все бы проводили митинги так, как бразильцы. У них это все
равно превратилось в карнавал. Даже негатив выплескивают с улыбками,
музыкой, танцами. Единственный совет туристам, которые летом отправятся в
Бразилию: не берите ночью деньги на пляж. Могут быть неприятности.
– У вас – были?
– Бог миловал. Но история
любопытная. Прилетел туда класс моего профессора консерватории Сергея
Доренского. Для Бразилии он фигура легендарная, в 1962 году выиграл там
международный конкурс. Познакомился с Пеле, Гарринчей, Загало. Один из
учеников профессора – Вадим Руденко. В 80-е его забрали в армию прямо со
вступительных экзаменов в консерваторию. Служил три года в десантных
войсках. Но уже спустя месяц после дембеля стал лауреатом Международного
музыкального конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе!
– С ума сойти.
– У Вадима феноменальные природные
способности, быстро восстановился. Блестящий пианист. Так вот, пошел он
ночью в Рио прогуляться на пляж. Пристала компания, вытащили ножики.
Вадим вспомнил, чему учили в десанте, и раскидал их. Потом в местной
газете вышел заголовок: "Будьте осторожны на пляже, когда в Рио
приезжает класс Доренского".
– Одобряете, что с Капелло продлили контракт до ЧМ-2018?
– Конечно! Лучше кандидатуры в
данный момент не найти. Прекрасно отношусь к Карпину, Слуцкому,
Черчесову, Кобелеву, но домашний чемпионат мира – не полигон для
экспериментов. Их время придет позже. Я держу кулаки за Черчесова.
Думаю, в не самой отдаленной перспективе это будущий тренер нашей
сборной. Он растет как специалист, у него есть выдержка, а режим вообще
соблюдает с рождения.
В Иркутске организую фестиваль
"Звезды на Байкале". Приглашаю не только выдающихся музыкантов, но и
футбольных ветеранов – Кечинова, Шмарова, Хидиятулина... Проводим
гала-матч. Пару лет назад прилетел и Черчесов. Показал ему в парке свое
первое футбольное поле, где воротами служат два дерева. Они
сохранились. И я попросил Станислава Саламовича встать именно в эти
ворота. Символически попинали мячик. Вы не представляете, какое для меня
это было счастье! Я же до 15 лет бредил футболом и хоккеем. Играл с
утра до вечера, даже руки ломал.
– В гала-матче на какой позиции играете?
– В нападении. Причем никаких договорняков типа 4:4 у нас не бывает. Бьемся на смерть!
– Черчесову забивали?
– Да! Впрочем, постойте. Нет, на воротах был уже Алексей Прудников. Но забить олимпийскому чемпиону Сеула – это тоже круто!
Воскресенье. Сочи. Денис МАЦУЕВ.
|