На самом дне российского футбола, в третьем его дивизионе, появилась команда-инструкция «как сделать приличный клуб в провинции». В подмосковном Щелково теперь играет «Спарта» — полулюбительская команда, которую тренирует 8-кратный чемпион страны Андрей Тихонов, и про которую канал «Россия-2» снимает первое в стране футбольное реалити-шоу. Нас сразу же должна была насторожить эта красочная будка, на которую натыкаешься недалеко от щелковского стадиона «Спартак». Мы просто обязаны были почувствовать подвох в этом стильном павильоне на колесах с надписью «Аккредитационный центр». Но когда речь идет футбольном клубе черт знает какого по счету футбольного дивизиона словосочетание «Аккредитационный центр» вообще кажется неумной шуткой. .
Будка — это всего лишь форпост, который гуманно готовит гостей к другим потрясениям. К пластиковым аккредитация такого вида, что и на Лигу чемпионов одеть не стыдно, стейк-хаусу «Гудман» в качестве обеспечивающего кейтеринг на трибунах предприятия, к торчащим через каждые десять метров стюардам в ярко-желтых накидках, и постоянно снующим туда-обратно операторам с телекамерами. Когда осознаешь, что все это происходит на рядовом матче с афишей «Спарта» — «Луховицы», ты еще можешь справиться с ударом. Когда узнаешь, что содержать такой клуб может себе позволить любой бизнесмен средней руки, вот тогда действительно становится страшновато. Тогда и начинаешь понимать, какие суммы пропадают в черных дырах других маленьких клубов, у которых примерно такой же бюджет, но полуразрушенные стадионы, грязная форма и жуткие поля.
Другой мир
В Щелково бригада «МН» ехала смотреть, как снимается футбольная «Фабрика звезд». Канал «Россия-2» запустил реалити-шоу «30 спартанцев» с Андреем Тихоновым в роли главного тренера команды, которая должна жить и тренироваться под прицелом телекамер. С Тихоновым нас не обманули. Он был везде – на афише возле резервного входа на стадион, на плакатах возле современного крытого манежа, на программках (да, в третьем дивизионе выпускают к матчам программки!).
Везде главный тренер «Спарты» одет в клубную черную футболку с эмблемой с амбициозным логотипом спонсора. В руках у него мяч. Образ легендарного спартаковского капитана используется на сто процентов. Правда, понять, что Андрей Тихонов не игрок, а тренер по афише нельзя. Но болельщикам третьего дивизиона без разницы — они все равно приходят на «на Тихонова», и так даже удобнее, можно подойти за автографом прямо во время матча к скамейке запасных.
«Третья лига — это вообще другой мир. Но это тоже футбол, и этот футбол для народа», — Андрей Тихонов в этом мире может позволить себе интервью прямо перед матчем. Его не так уж смущает тот факт, что еще несколько месяцев назад он входил в тренерский штаб одного из самых популярных клубов страны, а теперь тренирует полулюбителей. А вообще Андрей Тихонов — уже один из многих спартаковцев из команды Олега Романцева, которые решили начать тренерскую карьеру. Станислав Черчесов выводит «Терек» в лидеры чемпионата России, Валерий Карпин лишь недавно сосредоточился исключительно на менеджерской работе, Дмитрий Парфенов возглавил ивановский «Текстильщик», а Дмитрий Аленичев, тренируя тульский «Арсенал», иногда заявляет, что со временем хотел бы возглавить московский «Спартак». «Ну значит у человека есть цель, он к ней стремится, — пожимает в ответ плечами Тихонов. — Но не каждый тренер может сказать так же как Аленичев. Я, например, не могу. У каждого есть мечты, у кого-то они внутри, а кто-то говорит о них всем».
Верните букву «К»
За спиной Тихонова медленно заполняется зрительская трибуна. На ней семь секторов, и на первых шести по гигантской букве «С», «П», «А», «Р», «Т», «А». Последний сектор — без литеры, отчего появляется легкое чувство недосказанности. Но если приглядеться, то можно заметить легкие контуры буквы «К» — дань историческому прошлому щелковского футбола. Когда-то здесь существовал клуб «Спартак», он неплохо играл во втором дивизионе, и благополучно скончался года три назад. Но помять о нем живет. Временами по контуру несуществующей буквы выстраиваются местные болельщики, и скандируют «Верните букву «К»!». Руководство «Спарты» несколько раз пыталось объяснить, что их клуб совершенно новый, и к прежнему хозяину стадиона не имеет никакого отношения, а потом махнуло рукой: какой в России футбол без фанатских протестов. С ними даже больше драйва.
Официальный фан-клуб «Спарты» располагается на противоположной трибуне, за которой повара из «Гудмана» в белоснежной униформе на фоне забора с колючей проволокой жарят стейки. Болельщики встают лесенкой, а в руках у них листочки с кричалками. Дирижирует ими огромный брутальный мужчина с таким же листочком. Иногда творческий руководитель обреченно вздыхает и отходит в сторону. Многие примерно так и представляют себе картину «церковный хор изгоняет демона».
Игра в «ящике»
Расчет на Тихонова как на фронтмена всего проекта оправдался. С футбольным реалити-шоу получилось все сложнее. На самом деле у «России-2» получилось сделать не совсем то, что задумывалось, признается исполнительный продюсер проекта «30 спартанцев» Антон Галкин. На телевидении хотели видеть классическое реалити-шоу, настоящий футбольный «Дом-2». Проект, в котором не только бы Андрей Тихонов строил футбольные отношения в своей команде, а игроки искали бы не только спортивное счастье.
«Мы хотели устроить кастинг среди футболистов, которым нужен второй шанс, — рассказывает Антон. — В дублях российских клубов много игроков, которые по каким-то причинам, и часто не футбольным, не могут пробиться в основные команды. Участие в нашем проекте могло бы дать им такой шанс. По первоначальному сценарию, «Спарта» должна была поселиться на базе, где повсюду установлены камеры, а рядом жила бы команда по черлиндингу — ну вы знаете, это девушки, которые танцуют перед баскетбольными матчами. И получилась бы такая психологическая смесь, где было бы все: и спортивные эмоции и самые различные отношения. А что, мы у ребят спрашивали — они были не против».
Против был Андрей Тихонов: «Если бы мы снимали «Дом-2», то и команда называлась бы не «Спарта», а «Дом-2». И если бы такое было, я не пошел бы сюда». Так пришел конец мечте продюсеров устраивать в команде управляемые психологами конфликты. А у профессионального футбола в России снова вышел конфликт интересов с профессиональным телевидением, и «30 спартанцев» оказалось очень «травоядным» шоу. Никакого круглосуточного наблюдения за игроками — съемки только на матчах (зато в раздевалке тоже), на тренировках, в студии и редкие вылазки в городские бары.
5 тысяч за победу
Зато удался другой эксперимент. «Спарта» превратилась в живое пособие для менеджеров, как сделать приличный футбольный клуб за вменяемые деньги. «Обычно бюджет клуба третьего дивизиона составляет где-то 15 млн рублей, и мы тоже держимся около этих рамок», — говорит президент «Спарты» Темур Абидов. Здесь не делают секрета из того, что зарплата одного футболиста составляет 15 тысяч рублей в месяц, премиальные — 5 тысяч рублей за победу. В конечном итоге получается по тысяче долларов за месяц. Третий дивизион — любительский, и футболисты могут еще и где-то подрабатывать. Почтальонов нет, но кто-то работает в фитнес-центре тренером, кто-то еще учится.
У главной звезды «Спарты» Дмитрия Хлестова контракт сдельный. Семикратный чемпион России приезжает только на игры, и за каждый матч получает примерно столько же, сколько его молодые партнеры за месяц, а премиальные одинаковые у всех. Зарплата Тихонова не разглашается, но и с ее учетом хватает на все остальное — прежде всего аренду стадиона (порядка 200 тысяч), службу безопасности, стюардов, программы лояльности, чаще всего рассчитанные на школьников, и небольшое, но довольно бодрое шоу перед началом каждого матча.
Щиты вокруг поля (еще одна невиданная роскошь для любительских клубов), четко дают понять, откуда у клуба финансирование. «Сейчас работаем над тем, чтобы заключить контракт и с титульным спонсором, — говорит президент. — Что вы улыбаетесь? Для других любительских клубов это очень проблематично, а нас все-таки показывает по федеральному каналу».
Рекламные возможности — это единственная материальная помощь ВГТРК. Телекомпания не является соинвестором или спонсором клуба, оплачивает только технические расходы на ТВ-проект, а у «Спарты» есть частный хозяин, пусть имя его и не принято называть вслух. С другой стороны и он бы не стал вкладывать деньги в команду, если бы не телевизионный проект.
Мечты чемпионов
Идея футбольного реалити-шоу не является дьявольским эксклюзивом ВГТРК. Попытки сделать нечто подобное существовали в разных странах. Например, форвард «Локомотива» Фелипе Кайседо — один из выпускников такого проекта. Назывался он «Camino a la Gloria» — «Путь к славе». На этом пути Кайседо прошел кастинг, в котором участвовало 15 тысяч желающих, потом еще несколько месяцев жил, тренировался и играл в комплексе, за периметр которого выходить запрещалось, в каждом углу висели телекамеры, и никаких черлидерш.
В результате он оказался все-таки в числе победителей, но слава, которая ждала Фелипе в конце пути, оказалась не такой уж и громкой — несколько месяцев стажировки в «Бока Хуниорс». В лучшем из аргентинских клубов Кайседо не задержался, продолжил свою карьеру в заштатном эквадорском «Рокафуэнте», и только потом вырвался в Европу.
В Старом же свете наибольшая известность была у итальянской футбольной «Фабрики звезд». Проект назывался «Campioni, il sogno» — «Мечта чемпионов», а базой для нее стал клуб «Червия» из пятого итальянского дивизиона. Продюсеры «30 спартанцев» лишь что-то слышали о «Мечте чемпионов» и не видели ни одного выпуска, но итальянский проект очень похож на мечты самой «России-2». Футболистов в «Червию» набирали в результате кастинга, самым известным участником проекта был Диего Марадона-джуниор (внебрачный сын великого аргентинца), а тренировал команду Франческо Грациани (Бубнов итальянского футбола).
Несмотря на трансляции на трех федеральных телеканалах Италии, клоунаду Грациани, смазливые физиономии участников и поддержку медиа-империи Сильвио Берлускони, «Campioni» продержались на плаву всего пару сезонов. Создатели «Спарты» пока тоже слабо себе представляют будущее своей команды. Второй дивизион – это уже не только чуть большие амбиции, но и чуть большие затраты. Впрочем, если всерьез воспринимать провозглашенный в «Спарте» лозунг «Наша цель — Лига чемпионов, наши амбиции — весь Мир!», то с аккредитационным центром в Щелково уже все в порядке.
«Спарта» - это футбол для народа
Главный тренер самой телевизионной команды России Андрей Тихонов о брендах, третьей лиге, «Доме-2» и о своих и чужих мечтах.
«МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»: Вы долго привыкали к тому, что теперь вас на футбольном поле называют Андрей Валерьевич?
АНДРЕЙ ТИХОНОВ: Меня и в «Спартаке» так некоторые футболисты называли, то Андреем Валерьевичем, то просто Валерьичем. Не долго, но привык.
— А долго привыкать к тому, что вас теперь всюду преследует камера и к тому, что ваша команда теперь должна быть самой открытой во всей России?
— Это нормально. Пришлось привыкать, когда сказали, что именно так и будет, поэтому других вариантов нет. Я смирился с этим. Люди выполняют свою работу, а я – свою.
— Если бы «Спарта» не была бы телевизионным проектом, вы бы пошли в клуб третьего дивизиона?
— Если бы были гарантии от спонсора, подтверждены высокие задачи на сезон, то почему я должен был сказать нет? У нас стартовала программа на «России-2», может быть кто-то что-то не поймет, кто-то будет улыбаться, но это наше житие-бытие, мы растем с нуля. И я верю, что это проект не на один сезон.
— Но это не чистое реалити-шоу, не футбольный «Дом-2», за вами камеры не будут следить неотрывно.
— Когда я согласился на этот проект, мы подправили некоторые моменты. Если бы мы снимали «Дом-2», то и команда называлась бы не «Спарта», а «Дом-2». И если бы такое было, я не пошел бы сюда.
— Еще недавно вы работали в тренерском штабе самого популярного клуба России «Спартака», сейчас вы, пусть и главный тренер, но команды третьего дивизиона. Ощущаете пропасть? Что третья лига это другой мир?
— Другой мир. Да. Есть разница и огромная во всем, начиная от организации, полями, игроками, болельщиками. Но это тоже футбол. И это тоже футбол для народа. Поэтому, какая разница, где ты работаешь, главное доставлять удовольствие телезрителям.
— Здесь много того, чем пугают в низших дивизионах: грубая игра, судейство?
— Очевидной грубой игры я не видел, был один момент, но это был товарищеский матч. Все. Судейство… Плюс-минус, нормальное судейство.
— Хорошо знакомый вам главный тренер другой команды третьей лиги — Дмитрий Аленичев говорит, что когда-нибудь он возглавит «Спартак». У вас есть такие мысли?
— Ну, хорошо, я могу Дмитрия поздравить, если он так хочет, так говорит, значит у человека есть цель. Человек стремится туда — это хорошо. Но не каждый тренер делает так: говорит об этом так, как Аленичев. Я лично не могу. У каждого ведь есть мечты, у одного они внутри, другой о них рассказывает всем.
— Ваши друзья, партнеры по «Спартаку» приходят смотреть на матчи «Спарты»?
— Дмитрий Ананко приходил, Дмитрий Хлестов и Андрей Коновалов у меня играют (показывает рукой себе за спину, где команда проводит предматчевую разминку). — Люди все занятые, у всех свои цели и задачи, дела. Если будет лига поинтереснее, может быть, тогда.
— Там у вас висит табличка «По газону не ходить».
— Когда мы пришли сюда, я сразу сказал руководству, чтобы на этом поле никто не играл. Сейчас это лучшее поле в третьей лиге. Куда бы мы не приезжали, везде огороды.
— То есть это не тренерская установка?
— Любой тренер не хочет, чтобы у него футболисты ходили по полю. Но все равно, любой футболист определенное время по полю ходит.
— Вам принципиально, что ваш нынешний клуб называется «Спарта», а не «Спартак»?
— «Спартак» — это бренд, за использование этого названия нужно платить, а я не думаю, что у нашего руководства есть лишние деньги на это. Посмотрите, многие клубы меняют названия, чтобы сэкономить на этом. Почти все команды, которые были «Спартаком», сейчас переименовываются.
Вовремя отказались от Бекхэма
История частных футбольных клубов России
Листая досье частных российских команд, которые начинали свой путь с самого дна, «МН» нашли только один клуб, на который стоит равняться «Спарте» — ФК «Краснодар». Зато примеров, когда команды, поднимаясь по футбольной лестнице, выдыхались и умирали, предостаточно.
ФК «Краснодар»
Путь от любительского коллектива до клуба Премьер-лиги «Краснодар» прошел в рекордные три года. Его владелец миллиардер Сергей Галицкий избегает объяснять, зачем ему команда, но вкладывает в нее исправно. Бюджет ФК «Краснодар» составляет 40 млн. евро, на новый стадион Галицкий готов потратить еще 200 млн. евро, а чуть ли не лучшая в стране детская академия уже построена. В 2018 году Галицкий, обиженный тем, что чемпионат мира прошел мимо Краснодара, обещает выиграть чемпионат или Кубок России.
«Жемчужина-Сочи»
Рекламные ролики про «Жемчужину» снимал знаменитый Бруно Авейан, биллбордами с эмблемой команды была увешана вся Рублевка, на главном рекламном щите красовался Дэвид Бекхэм на фоне слогана «Мы отказались от него». Казалось, клубу уготовано блестящее будущее: в олимпийском Сочи кто-то должен играть на свежепостроенном стадионе, и все шансы оказаться этим «кто-то» были у «Жемчужина». Она молниеносно поднялась в первый дивизион, но тут у владельца клуба Дмитрия Якушева начались глобальные проблемы с бизнесом, и в 2011 года команда скончалась, оставив массу долгов.
«Асмарал» Москва
В 1990 году иракский бизнесмен Хуссам Аль-Халиди на базе «Красной Пресни» создал первый в СССР частный футбольный клуб. «Асмарал» -- производной от начальных букв детей Аль-Халиди (Асиль, Мариам и Алан). Команду тренировал Федотов и Бесков, а играли в ней Гаврилов, Парфенов и Семак. В 1992 году «Асмарал» был седьмой командой России, но вскоре вылетел из высшей лиги, и в 2000 году закончил свое существование окончательно. Спустя 12 лет проблематично найти даже фотоизображение Аль-Халиди, не говоря уже про него самого.
«Арсенал» Тула
В конце 90-х тульская команда могла выставить на матч полностью бразильский состав, и еще пара легионеров оставались на скамейке запасных. Воспитанники «Корнтианса», «Сантоса» и «Палмейраса», среди которых выделялся супербомбардир Андрадина (45 голов в 78 матчах), бодро тащили «Арсенал» в высший дивизион, но тут скончался один из главных покровителей команды, и большой футбол покинул Тулу. В 2006 году «Арсенал» обанкротился окончательно, но сейчас на его место создана новая команда с тем же названием.
ФК «Москва»
У ФК «Москва» короткая, но богатая история. Сначала это был «Торпедо-ЗИЛ» — клуб, который автозавод создал, продав основной «Торпедо» «Лужникам». Потом проект выкупила компания «Норильский Никель», и переименовала его в «Торпедо-Металлург». А уж затем клуб выпросил у властей столицы право называться «Москвой». Под всеми этими именами команда прошла путь из второго дивизиона в Премьер-лигу, но при бизнес-разводе Владимира Потанина с Михаилом Прохоровым футбольный клуб решено было обанкротить.
«Спартак-Чукотка»
Один из самых странных футбольных проектов, созданный при поддержке чукотских властей и бизнесменов. Базировалась и играла команда в Москве, а потом видеозаписи с ее матчами везли на Чукотку, где распространялись по юртам. В 2000 году «Спартак-Чукотка» вышел в первую лигу, практически не скрываясь, продал половину своих матчей, и по окончании первого круга исчез.
«Динамо» Махачкала
В середине «нулевых» в первом дивизионе не было дерби жарче, чем махачкалинское. «Динамо» - клуб с историей, сражался с выскочкой «Анжи» за право называться главной командой Дагестана. «Анжи» выиграл эту войну за светлое будущее. А совладелец «Динамо» Осман Кадиев в 2007 году оказался замешан в серьезном скандале: в 2007 году его служба безопасности в перерыве матча блокировала команду «Кубань», два игрока из которой были избиты. После этого сезона «Динамо» было лишено профессионального статуса. http://mn.ru/
|