Почему-то принято считать, что «Спартак» – не место для экспериментов. Уж простите, но, по-моему, это не меньшее заблуждение (если не сказать – нелепица), чем знаменитое изречение одного ещё недавно видного политика, якобы Дума – не место для дискуссий. Для чего же тогда? Только лишь для механического нажимания на кнопочки? За последние годы красно-белые далеко ушли от своего фирменного стиля (мелкий пас, стеночки, забегания), а к новому пока не пришли. Как это сделать, если не искать – читай, не экспериментировать?
Вот Мурат Якин и ищет. Добросовестно пытается найти наиболее пригодную к этому набору исполнителей модель игры. Где-то рискует, чаще – перестраховывается, но видно, что работает человек. Процесс идёт, пусть и не совсем такими темпами, на которые рассчитывали болельщики. Наблюдать за ним, с одной стороны, любопытно, а с другой – непросто. Отношение к опытам Якина напрямую зависит от степени привязанности к команде: сторонних наблюдателей они занимают, поклонников клуба нередко злят.
Таких отчаянных экспериментаторов в новейшей истории «Спартака» ещё не было. В этом отношении Якин, по-моему, даже Унаи Эмери переплюнул, хотя сделать это было чрезвычайно сложно. Унаи довести начатое дело до конца в столичном клубе не дали – у Мурата шансов отработать сезон целиком больше. Если до сих пор его не выставили из команды, вряд ли станут это делать в зимнем антракте. Как минимум одна весна на реализацию задумок в России у него, по-видимому, есть.
А идей у швейцарского Мистера турецких кровей громадьё. За 17 туров чемпионата Якин перепробовал все самые ходовые тактические модели. Начинал сезон по самой распространённой ныне в мире системе 4-2-3-1 и начинал неплохо – победами над «Рубином» и «Динамо». Отход в сторону более закрытой схемы с пятёркой номинальных защитников обусловили три фактора: а) чувствительное поражение в Краснодаре (0:4); б) травма лучшего бомбардира Дзюбы; в) сила следующего противника, чемпиона страны двух последних лет.
Против ЦСКА задумка сработала – неудивительно, что в следующих турах Якин ещё не раз прибегал к данной тактике. Вот только универсальным средством от всех болезней она для красно-белых не стала: если в Петербурге спартаковцы таким макаром добились ничьей, то в Перми, например, провалились.
После встречи с «Зенитом» Якин только раз прибег к игре в три центральных бека, с «Локомотивом» дома, и стал наигрывать более наступательные варианты – в том числе, возможно, и под давлением критики. Болельщики не хотели мириться с тем, что славный клуб вымучивает очки вместо того, чтобы завоёвывать их в открытом бою. В домашнем матче с «Ростовом» Якин и вовсе устроил «концерт по заявкам», на потеху публике (и по личной просьбе шефа) соединив в одной основе Мовсисяна с Дзюбой, а также Широкова. Фактически «Спартак» вышел на игру с четырьмя нападающими – двумя фланговыми и двумя центральными. Эффект от их совместной деятельности вышел примерно такой же, как у лебедя, рака и щуки в известной басне. Красно-белые довольствовались ничьей с аутсайдером благодаря голу номинального разрушителя Глушакова. Доказав сомневающимся бесперспективность этого направления, Якин вернулся к более сбалансированной структуре 4-3-3, с которой и закончил год.
В общей сложности за 17 туров чемпионата Якин перепробовал пять (!) разных моделей и задействовал 27 исполнителей (больше – 28 – прошли только через «Амкар»). Понятно, что при таком круговороте лиц и схем рассчитывать на постоянство в результатах сложно. Перерыв в чемпионате и пара месяцев тренинга в спокойной обстановке – то, что нужно сейчас Якину. Чтобы систематизировать и проанализировать полученную информацию, сделать правильные выводы.
Олег Лысенко
championat.com
|