Просуммировав финансовую статистику УЕФА, добавив в уравнение многолетние наблюдения и новые успехи российского футбола в Европе, "Соккер.ру" отодвигает на второй план виноватых и предлагает, что стоит сделать.
Считать деньги
Российский футбол может развиваться в момент экономического спада. Когда денег было много, активы не работали, да и управлять ими никто не учился и не умел. Когда идет сокращение расходов в футболе – приходится включать мозг, скоро не только в "Ростове" забудут о зарплате. Не у всех получится измениться, но кто выживет – станет умнее.
А раньше перекладывали из одного кармана в другой, пусть в отчете УЕФА сказано о существенном увеличении доходов российских клубов за последние пять лет. Но "доход" и "прибыль" - разные вещи. Не все смогут, как "Зенит", выпросить в УЕФА паузу на два года для наведения порядка с финансами, придется по пути "Динамо" топать. Так что лучше смотреть на показатели за последний год. Все вместе потеряли 160 миллионов евро, и хотя повлиял обвал рубля, сумма значительная. Для "Зенита" средние на брата 10 миллионов, может, и не деньги, для "Уфы" - очень даже. Всем надо забыть о транжирстве, о диких зарплатах, как было в "Сатурне". Все схемы пора сворачивать, футбол не финансовая "прачечная".
Соответствовать ценнику
В УЕФА посчитали, что в 2014-м году спонсоры и коммерческие контракты принесли российским клубам 537 миллионов евро, что составляет 60 % от всех поступлений, то есть общая сумма вливаний 900 миллионов. Мы каждую неделю смотрим на проект, на который тратят в год девять десятых миллиарда. Но нет смысла всегда говорить лишь о деньгах, поскольку в России футбол не бизнес и в этом веке вряд ли им станет. И раз выбора тратить или нет, никто не давал, пусть лучше налоги идут на стадионы и футбол, чем непонятно куда. Раз находятся эти 900 миллионов, очевидно, что российский народ уже сейчас неплохо кормит футбольные клубы. Народ платит за футбол, даже не покупая трансляции или билеты, ведь нет никаких "спонсоров", "Амкар" не живет от продажи Коломейцева в "Реал". Есть просто перераспределение средств. Но одновременно российский футбол объективно находится на шестом месте в Европе по возможностям. И на поле не хуже французов, англичанам можно не проиграть, и это не будет сенсацией. У них денег больше? И здесь хватает, если РЖД не избавляется от непрофильного актива "Локомотива", а государство продолжает вкладывать в футбол.
Не винить потребителей
Разве есть государственный культ футбола? Уроки футбола есть в школе, в него играют даже девочки? Разве спорт пропагандируют вместе со здоровым образом жизни на центральных телеканалах? Разве все под контролем, когда надо просить денег у Усманова, чтобы уволить тренера сборной? Поэтому нельзя винить покупателя, если твой товар, еще и изготовленный за деньги клиента, не совершенен. Тем более, по данным федеральной службы Росстата в России 21.7 миллиона людей за чертой бедности. О какой покупке в Ярославле футболки "Зенита" за 90 евро речь? Как фанат "Спартака" с копеечной пенсией может сделать Федуна ближе к звездам, поехав в Москву на футбол? Конечно, и люди с низкими доходами развлекаются, но российский футбол пока не убедил, что именно ему надо отдавать деньги. Американский блокбастер убедил, футбол – нет. И это не проблема зрителя.
Построить и провести
Футбольные менеджеры делятся на два типа – на тех, кто строит стадионы, и на идиотов. Пока нефть в трубах булькает, надо дороги, аэропорты и арены выстроить. Тем более, это прибыльно. Посещаемость домашних матчей "Спартака" после перехода на новый стадион выросла более чем в два раза. А если лет через сорок еще и за чемпионство будут бороться – аншлаг на всех домашних встречах гарантирован. Спрос важен, поэтому надо увеличить популярность футбола в России после мундиаля. Конечно, в Сочи сразу не появится команда, на которую будут ходить толпами, в Саранске вряд ли стадион заполнят под завязку в каждой игре "Мордовии" – есть пример Казани, но многие Вани и Тани после чемпионата мира полюбят футбол. Обычное для крупных турниров явление, даже США с их умением делать из спорта бизнес пригодился мундиаль, чтобы популяризировать "соккер". Если уж мастера не брезгуют методом – и Германия, и Франция уверены, что крупные турниры помогают обновлять футбольные системы, то для России ЧМ-2018 – исторический шанс.
Соединять на расстоянии
Популярность на расстоянии важна, вы можете не представлять, кто такая Тейлор Свифт, но если у барышни больше миллиарда просмотров клипа на известном сервисе, она - мультимиллиардер. По данным УЕФА, 97-98 % тех, кто обсуждает дела "Челси" или "Барселоны", не живут в Англии или Испании. То есть лондонцы и каталонцы в мире количественно популярнее в сорок девять раз, чем дома. Так почему у "Барселоны" школа в Циндао, а цска до сих пор не любимый клуб китайцев и нигерийцев? Российские футбольные клубы полностью проваливают работу по социальным связям и проигрывают войну за новые рынки. У "Галатасарая" "социальный капитал" в интернете свыше 10 миллионов человек и живых денег, следовательно, немало. В России населения много и ни одного клуба даже с двумя миллионами подписчиков в социальных сетях. "Спартаку" и "Зениту" до миллиона не близко, у цска вообще всего 300-400 тысяч почитателей. И это важные цифры, ведь клубы могут зарабатывать на расстоянии. Шарфик можно купить, не выходя из дома хоть в Индонезии, хоть в Канаде. Но многие в РФПЛ развивают эту сторону жизнедеятельности современного клуба?
Работать комплексно
Если бы у цска было три миллиона подписчиков, видео тренировки Муса с лошадиной мордой на голове было бы на всех футбольных каналах мира. А там 27 000 просмотров вместо 270 000. Видео-блогеры, снимающие ролики у себя в квартирах, вызывают несравненно больший интерес, чем чемпион России бывший и, возможно, будущий. Даже Гинер, у которого получается сводить дебет с кредитом, недостаточно современен, чтобы пользоваться опытом хотя бы турецких коллег, не говоря об испанцах, которые захватили футбольный мир от Индонезии до США, где надо не только матч "Зенита" и "Анжи" показывать. Но даже с учетом просчетов, поскольку в футбол российские клубы сейчас играют неплохо, а деньги пока не вытекли со слезами торговцев нефтью, есть шанс увидеть новые стадионы и провести чемпионат мира. Долгосрочные прогнозы не зависят от количества денег в этой системе и скорее умеренно-положительные. Сейчас интерес на пике спада, поскольку людей старательно отвлекают новые проблемы, но так будет не всегда. И вот когда клубы проведут матчи плей-офф ЛЧ и ЛЕ весной, сборная сыграет на Евро, начнутся встречи премьер-лиги на новеньких больших стадионах – посмотрим на результат работы, которую ведут недостаточно быстро, ведут с ошибками, но уже начали. Быть в десятке самых успешных футбольных хозяйств в Европе лучше, чем крайним справа. А поскольку Россия на шестой строчке, почти ничего не сделав, если навести порядок, можно оказаться выше. Просто пора понять, что значительная часть доходов того же "Арсенала" от популярности в Азии, а в "Манчестер Сити" везут арабские деньги, местные рабочие не соберут в пабе на Стерлинга и Де Брюйне. Почти всех спонсируют со стороны, разница лишь в привлекательности конечного продукта. На новеньком стадионе с едой и напитками посмотреть зрелищную игру российской премьер-лиги многие согласятся. Вот когда такой продукт появится на рынке – поймем, что все перечисленное выше учтено.
Источник: http://www.soccer.ru
|