Заключительная часть интервью с известным комментатором "НТВ-Плюс" Александром Шмурновым
Александр Августин: Как Вы относитесь к идее создания базового клуба для сборной России, которую ранее высказал Игорь Шалимов? То есть, взять условный «Урал», где бы играли только молодые россияне, которые в будущем будут представлять Россию на ЧМ-18…
Александр Шмурнов: У Олега Романцева была в период пика его карьеры манера на пресс-конференции, если ему не нравилась тема разговора, говорить: «Следующий вопрос». Таким образом он уходил от беседы о тех или иных проблемах. Мне не очень нравится эта манера, но готов вам ответить: “Следующий вопрос”… Просто потому, что эта идея – бред. Надо, чтобы ребята росли в естественной конкурентной среде, чтобы из них что-нибудь получилось. Не нужно создавать никаких рамок и ограничений.
АА: Но вот бытует мнение о том, что тому же Миранчуку не дадут играть в основе.
АШ: Да кто же ему не даёт-то? Пусть играет за вторую команду, раскладывает там мячи по «девяткам». Это мнение, лишённое каких-либо обоснований. Похоже больше на прикол, честно говоря.
Артём Зибрак: Перед тем, как мы поговорим о сборной, хотелось бы спросить: как вам кажется, с какой скоростью и с каким настроением идёт подготовка к чемпионату мира 2018 года?
АШ: В подготовке к ЧМ пока ничего страшного не происходит. Да, сейчас в стране непростая политическая ситуация, но всё работает, идёт своим чередом. Я в этом году бывал во многих городах России, общался с людьми… Трудновато где-то в каких-то моментах, но всё, как мне кажется, будет хорошо. В Самаре, Нижнем Новгороде, например, всё нормально движется. Будет и инфраструктура, и все условия для проведения чемпионата мира.
Вообще, что касается чемпионата мира, то мне кажется, что это гигантский ориентир и для футбола, и для общества, хотя до этого нам надо излечиться от любых проявлений ксенофобий, ведь мы приглашаем к себе людей со всего мира. Надо заработать себе на этом и авторитет, и денег. Надо быть более открытыми и не закрываться ото всех.
В этом плане показателен второй закон термодинамики, который я ещё на втором курсе учил в институте и запомнил на всю жизнь: в замкнутой системе уровень хаоса возрастает, и лучше в ней не становится. Если вас посадить в подобные условия, то сперва у вас заболит живот, через некоторое время начнут выпадать зубы, а потом вы умрёте.Но это пример для четвероклассника.
Конечно, нельзя терпеть какие-то унижения, ведь сложно, например, не бороться с терроризмом, а в остальном нам необходимо научиться строить диалог со всем миром, ибо я не хочу повторения Олимпиады-80, которую не удалось полноценно провести из-за замкнутости. Вообще, на мой взгляд, именно Олимпиада-80 стала тем гвоздём, который начал раскол этой ужасной государственной системы. Если мы проведём ЧМ, как ту Олимпиаду, то мы получим сильнейший удар по государству и откатимся на несколько десятков лет назад, и сейчас очень важно, чтобы приближенные к футболу люди осознавали, что грамотное проведение чемпионата мира является сейчас нашей национальной идеей.
АЗ: Плавно возвращаясь к теме сборной, хотелось бы прояснить один момент. Вы сказали про замкнутые системы, но ведь наша национальная команда тоже таковой является в плане натурализации иностранных футболистов…
АШ: Натурализация – совершенно не выход из ситуации. Если взять пример Германии, то надо учитывать, что тот же Клозе и Боатенг – это часть национального этноса. Сегодня, хотели они того или нет, немцы пригласили в свою страну турок, поляков, чтобы они стали гражданами Германии, а у нас ведь бразильцы не живут. Если бы они числились, как граждане нашей страны, то я бы согласился, а иначе это и есть тот самый пример искусственного замещения. Это закроет дорогу в сборную для наших ребят. Они посмотрят и скажут, мол, а, куда нам там? Мы за сборную никогда играть не будем, пока там эти ребята бегают. Сейчас подобное как раз в мини-футболе происходит.
АЗ: Как раз хотел пример из мини-футбола и баскетбола привести…
АШ: Что касается баскетбола, то тут всё ещё не так критично – единицы натурализованных спортсменов. Это всё-таки частные случаи, которые не меняют ситуацию в корне, и если сейчас Вандерсон придёт и скажет, мол, давайте мне российский паспорт, то это решение можно поддерживать и уважать, но ведь это не выход из положения. Если сделать на это ставку…
АЗ: Нет, речь о ставке не идёт, просто сейчас многие высказываются категорически против натурализации…
АШ: И я против. В общем-то, я против и Виктора Ана, и Вика Уайлда, против зарабатывания большого объёма медалей с помощью зарубежных спортсменов. У них ведь какая мотивация была за Россию выступать? Виктора Ана выгнали из федерации, а Россия близко к Корее находится, вот он и пошёл к нам. У Уайлда причиной девушка стала, так что их-то можно понять, но если учитывать, что из 13 золотых медалей пять выиграны иностранцами… Для меня эта Олимпиада не выиграна нами.
АЗ: Для меня сам подсчёт медалей –довольно спорный момент. На мой взгляд, есть условный шорт-трек, где несколько комплектов наград, а есть хоккей, где на 30 человек всего одна медаль разыгрывается…
АШ: Я на пятый день провёл опрос в «твиттере»: «Чему бы вы обрадовались больше – победе в общекомандном зачёте или победе в хоккее?» И хоккей с большим перевесом выиграл. Кстати, если уж мы говорим о хоккее, это тот вид спорта, за который в России я болею всегда. Считаю, что хоккей у нас развивается правильно, и если КХЛ продолжит развивать модель разумного копирования элементов НХЛ, то у нас в этом направлении всё будет отлично. Плюс ещё и открытость, привлечение в лигу команд из соседних стран.
АЗ: Как Вам кажется, РФПЛ есть чему поучиться у КХЛ? Может быть, в плане организации, популяризации?
АШ: Нет, но вообще КХЛ мне нравится, несмотря на некоторые перегибы. У них есть потолки зарплат, система драфта, которая позволяет командам внутри лиги развиваться равномерно. А футбол у нас очень сильно закрепощён “распилом”.
АА: Как вы смотрите на ситуацию с невыплатой зарплаты Капелло?
АШ: Никак. Честно говоря, эта тема мне неинтересна. Я чужие деньги не считаю.
АА: Тогда давайте по поводу выступления нашей сборной на ЧМ-14 поговорим: всё-таки и кампания информационная была запущена масштабная, и ожиданий много было, а всё получилось так, как всегда…
АШ: Это смотря у кого эти ожидания были. Лично у меня их не было, так как я был уверен, что так всё и произойдёт, несмотря на то, что нашу довольно среднюю сборную отделяло не так много от выхода в 1/8 финала. Но там бы мы всё равно проиграли, скорее всего, немцам, поэтому у меня ожиданий не было. Мне было жалко только отдельных ребят, которые о многом мечтали и сделали многое, чтобы им досталась лучшая участь, но игра Капелло сборной не подходит.
Хотя итальянец многое сделал для команды в плане администрирования (ведь у неё должен быть свой уровень самодисциплины, которого российскому футболу не хватает, определённый уровень закрытости, свои законы, и Капелло в этом плане многому учит наших ребят), но его осторожная манера игры на чистый результат, нежелание выпрыгивать из штанов немного раздражает, ведь сборная России славилась лёгкой, скоростной игрой, а летом у нас была какая-то каша.
АА: Не показалось ли Вам, что отборочный матч с Молдовой продемонстрировал – ниже сборной падать уже некуда?
АШ: Нет, мне кажется, что матч с Молдовой был каким-то несчастным случаем, который пришёл довольно вовремя, чтобы показать нашим ребятам, что пора работать. Где-то они не поверили в себя, где-то не ту тактику выбрали, но ведь уровень наших игроков значительно выше и той же Австрии, и Молдовы, и даже Швеции. Тем более, без Ибрагимовича.
АА: Но как же уровень может быть выше, если большинство игроков наших соперников играют в Европе, а у нас, кроме Черышева, все бегают в РФПЛ?
АШ: Ну ведь Австрия и Швеция играли против нас без Алабы и Ибрагимовича, а остальные их игроки выступают, условно говоря, во вторых немецких лигах. Впрочем, уровень еженедельной интенсивности их футбола всё равно выше, чем у нас. Вообще, вы правы: проблема нашего футбола в том, что мы не уезжаем. После Евро-2008 уехали человек пять, но они не восприняли это как трамплин. Они посчитали, что это награда за удачное выступление на ЧЕ, и вот тут-то они могут ничего не делать – они взяли бабло, которое им дали, и начали тратить.И это при том, что и у Аршавина первое время всё шло неплохо, что-то получалось у Жиркова, у Билялетдинова, у Павлюченко были удачные моменты, но никто из них толком язык не выучил и не решил бороться для достижения больших высот. Нет в нас энтузиазма к борьбе, именно поэтому про нас и слагают истории в таком духе: итальянец, заработав первый миллион, думает, как заработать второй, а русский уже ищет пути, как потратить первый.
АЗ: Это психология русского человека как такового или так происходит только в нашем спорте?
АШ: Есть, конечно, в этом плане приятные исключения, но это всё-таки психология русского человека. А что касается спорта, то у нас ситуация следующая: когда ты становишься богатым и успешным человеком в довольно бедной стране, то у тебя уже нет стимула развиваться, ведь вокруг тебя много людей, которые еле-еле концы с концами сводят, а вот если ты попадаешь в среду, где многие себе могут позволить какие-то излишества, то у тебя будет желание что-то доказать, добиться чего-то большего. Твой временный успех не принесёт тебе удовлетворения.
Это как в театре: если ты играешь в сильной труппе и выдаёшь отличный спектакль, то всё, что ты хочешь в дальнейшем, это выдать ещё много-много таких же, а то и лучше, а если ты сидишь в провинциальном ДК и кое-что, так сказать, можешь, то тебе и без этого все в рот заглядывают. А то как же, у тебя машина есть, ещё какие-то вещи, которые далеки от твоей профессиональной деятельности. И ты думаешь, мол, всё, я самый крутой. А тем временем мимо тебя по карьерной лестнице проносятся другие люди.
АЗ: А в РФПЛ ситуация лучше, чем в нашей сборной?
АШ: Не вижу пока ничего стоящего в нашем чемпионате. «Спартак» сегодня слаб старыми болезнями – селекционный процесс очень кривой, – «Зенит» высокомерен и не имеет правильной практики, как и цска. Настоящего тонуса им не хватает. Чемпионат у нас слабый, хотя бывают временами приятные игры – смотреть не так скучно, как пять лет назад.
Особняком в этом плане стоит «Динамо», которое наконец-таки перестало дёргаться, стало развиваться, нашло хорошего тренера. Вообще, буду рад, если в этом сезоне динамовцы выиграют чемпионат, несмотря на то, что болею за «Спартак».
АА: Им это по силам?
АШ: Им это по силам, осталось лишь выиграть несколько ключевых встреч, догнать «Зенит» и взять реванш за первый круг. Это можно сделать. Мне импонирует также «Краснодар». Не как команда – коллектив у них ещё сыроват, – а в плане организации и идеи. Думаю, что через лет десять чемпионами будут становиться именно такие команды. В Казани тоже, думаю, ещё будет футбол.
АА: «Локомотив» вы специально за скобки вынесли?
АШ: Нынешний «Локомотив» не люблю. Не нравится мне коллектив, несмотря на то, что та же Смородская говорит дельные вещи. Вот только решения принимает какие-то не те.
АЗ: Не любите в плане кадров или атмосферы?
АШ: В плане атмосферы кадров (смеётся). Есть определённый диссонанс между тем, что сказано, и тем, что сделано. Я с уважением отношусь к её страстному позыву чего-то достичь, но что-то не выходит. Может, ей мешают какие-то обстоятельства вокруг неё, кто знает… Но я буду рад, если всё изменится, ведь мой папа болел за «Локомотив», и я на их стадионе стал футбольным болельщиком «Спартака».
АЗ: Кто, по-вашему, является лучшим игроком ушедшего года?
АШ: Честно говоря, не очень люблю подобные хит-парады и рейтинги, но в этом году для меня стала откровением игра Мануэля Нойера. Он эдакий барабанщик, который в оркестре играет большую роль, но в основном не солирует, так сказать. Ну а если ему удастся получить “Золотой мяч”, то это будет выдающимся событием. Несмотря на то, что именно лучшим вратарём мира является, как мне кажется, Кейлор Навас, Нойер всё-таки имеет чуть большее влияние на свои команды. Кроме того, “Золотой мяч” – это ведь не медалька за эдакую усреднённую лучшесть, а награда за достижения. В том числе, и за чемпионат мира.
В целом, если рассматривать сборную Германии в качестве вариантов для получения награды, то здесь очень сложно выделить кого-то из полевых игроков, ведь там нет кого-то, кто бы внёс больший вклад, чем партнёр по команде, а Нойер выделяется из всех своей позицией на поле, ведь среди всех вратарей мира за последнее время именно он достоин того, чтобы получить “Золотой мяч”. Хотелось бы, чтобы в этом плане год был необычным. Быть может, если он всё-таки выиграет, то это поднимет авторитет вратарской позиции (обладателем “Золотого мяча” стлал португалец Криштиану Ронулду, прим. Eurofootball).
АА: Чего вы ждёте от 2015 года в плане футбола?
АШ: Позитивные слова сейчас говорить непросто… Поэтому терпения в первую очередь! А также энтузиазма в своём деле и удовольствия от жизни.
http://www.eurofootball.ru/
|