СЕРДАР ТАСКИ. Одна из главных метаморфоз нового сезона – немецкий защитник «Спартака» из неудачника-лавочника превратился в крепкого игрока основы. В интервью «ССФ» Таски рассказал, кому он обязан прогрессом, почему планирует провести отпуск на Майорке и зачем ему такая борода.
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, ТРАВМА
Мы созвонились с Сердаром на следующий день после возвращения «Спартака» из Комсомольска-на-Амура. В вязком кубковом матче красно-белые одолели местную «Смену» (1:0), а сам Таски пал жертвой сверхагрессивной игры хозяев и был заменен еще в первом тайме.
– Вы живы, Сердар?
– Получил болезненный удар по ноге. Немного уплотнилась икра, но по большому счету это пустяк.
– Если хотите, можете передать «привет» своему обидчику.
– Ничего страшного не случилось, обошлись без серьезных травм. Да, были эпизоды, когда парни перебарщивали с агрессией. Но надо понимать, что такие команды могут одолеть соперника из высшего дивизиона только за счет борьбы. Ну а как иначе им победить «Спартак»? Играли жестко, но это не выходило за рамки. Главное, что мы вышли в следующий круг. Не представляю, что это за ощущение, когда ты 9,5 часа добираешься на матч, а потом еще и проигрываешь команде ниже классом. С нашей стороны это было бы просто глупо: добраться чуть ли не до самой Японии и вылететь из Кубка.
– Теперь будет что рассказать немецким журналистам на тему «Россия – огромная страна».
– Точно. Уже после жеребьевки было ясно, что добираться в Комсомольск не просто, но на деле все оказалось еще более жестко. Не помню, чтобы в «Штутгарте» мы когда-либо летали на матчи дольше полутора часов. А тут 9,5 часа в одну сторону! Это было достаточно утомительно.
В то же время – очень интересный опыт. Когда мне стукнет 70, разложу перед внуками карту мира и покажу, где умудрился побывать их дед. Жаль, не удалось посмотреть город. Прилетели – немного поспали – вышли на поле – улетели. Блиц-путешествие получилось.
– Сколько фильмов можно посмотреть за 19 часов перелета?
– Перед поездкой закачал на айпад десять фильмов. Четыре или пять точно посмотрел, сейчас уже все смешалось. Могу порекомендовать триллер «Воздушный маршал». Действие происходит на борту самолета, как раз то, что надо, когда сам находишься в полете (смеется).
– Следующим соперником по Кубку для вас мог стать «Луч-Энергия» из Владивостока.
– И снова пришлось бы лететь 9 часов? Пф-ф. Слава богу, что сыграем с другой командой. Мне кажется, одной поездки на Дальний Восток в ходе сезона более чем достаточно.
ЯКИН, КАРПИН
– Вы выглядите намного увереннее в себе, чем в прошлом сезоне. Все благодаря доверию Якина?
– Главная причина – я наконец-то набрал форму. Ни при Карпине, ни при Гунько не был готов на 100 процентов. Очень сложно было найти свой ритм, после того как несколько месяцев провел вообще без игры – сплошная реабилитация. В прооперированном колене периодически возникала боль, в итоге я смазал концовку прошлого сезона. Сейчас – совсем другое дело.
– Приходилось слышать от игроков, что Якин здорово настроил команду на сезон. Здорово – это как?
– Это дать почувствовать, что в команде рассчитывают на каждого игрока и что все начинается с чистого листа. У нас очень сильные игроки, и мы обязаны доказать, что провал в начале года – недоразумение. Мы ведь не могли резко разучиться играть в футбол, правда?
Понятно, что мотивационная речь тренера вселяет уверенность. Но, мне кажется, сам факт, что ты играешь за такой большой клуб, как «Спартак», должен максимально мотивировать футболиста на то, чтобы вкалывать на тренировках и жать на газ в играх. Основная задача на этот сезон – обойтись без спадов.
– Почему в прошлом сезоне не смотивировало? Карпин виноват?
– О Карпине плохого слова не скажу. Именно он позвал меня в «Спартак», именно он приезжал в Штутгарт на переговоры, и именно к нему я переходил. Мне искренне жаль, что он ушел из команды.
Понятное дело, что я продолжаю следить за его тренерской карьерой. Когда Карпина назначили главным в «Майорке» – я позвонил и пожелал удачи. Знаю, что он не очень удачно начал чемпионат, но надеюсь, что команда все же сумеет подняться в Ла Лигу.
– Есть такой стереотип: если есть возможность отдохнуть, любой немец обязательно рванет на Майорку. Вы уже спланировали зимний отпуск?
– Ха, немцы действительно очень любят отдыхать на Майорке, многие даже постоянно проживают на острове. Но я, не поверите, никогда там не был. Ни разу. В отпуске обычно предпочитаю ездить на свою родину, в Турцию. Там тоже очень тепло. Но раз уж такой случай, почему бы зимой не съездить на Майорку и не поддержать Карпина? Сходить на домашнюю игру. По-моему, отличный шанс открыть для себя это место.
– Модная схема в три защитника, которую периодически использует Якин, – это удобно?
– Ничего сверхъестественного, я в таких случаях играю центрального в тройке. Мы эту схему тренировали во время предсезонки, получалось весьма неплохо. Вообще для меня одинаково удобно играть что «3–5–2», что «4–4–2», что «4–3–3». Надо быть вариативнее. Чем больше схем ты способен играть, тем легче удивить соперника.
ПРОБКИ, ОТКРЫТИЕ
– С тех пор как живете в Москве, кажется, не было ни одного интервью, где вы не упоминали бы слово «пробки». Все настолько плохо?
– Привык уже. И все же это не очень круто, когда путь от квартиры до базы занимает полтора часа. При этом до Тарасовки мне ехать всего 35 км.
– Рекорд какой?
– 1 час 55 минут. За это время в Германии можно доехать от Штутгарта до Франкфурта. Ну, я немного утрирую.
– Чем занимаете себя в пробках? Разучиваете гимн «Спартака»?
– Радио слушаю, с водителем разговариваю.
– У вас личный шофер?
– Ну да. Как и у многих других иностранцев в «Спартаке». В Германии удивляются: «Ух ты, тебя водитель возит на тренировки?». Там не принято, чтобы у игроков был шофер. Но немцы и пробок таких в жизни не видели! В Штутгарте, к примеру, я добирался до базы за 10 минут.
Достаточно напряжно для организма, когда требуется два часа, чтобы добраться до тренировки и еще столько же на обратный путь. Да и в московских дорогах я пока не очень хорошо разбираюсь.
Поэтому когда клуб предложил помощь: «Хочешь шофера? Сможешь полностью концентрироваться на тренировке», – я согласился. Естественно, я сам оплачиваю услуги водителя.
– О чем беседуете?
– Главным образом о «Спартаке». О том, как провели прошлый матч, почему сыграли именно так, а не иначе (смеется). Мой шофер – очень большой поклонник команды. Говорим с ним на смеси русского, немецкого и английского. Если двухчасовые поездки и могут быть чем-то полезными, так это возможностью немножечко расширить знание языка. Водитель учит меня русским словам, я его – немецким.
– Марек Сухи признался, что целый месяц не мог выговорить «присоединяйся». Какое русское слово труднее всего далось вам?
– Мой русский, понятно, далек от идеала. Но до сих пор не было такого слова, чтобы у меня взорвался мозг и я по сто раз его переслушивал, чтобы произнести. Назвать что-нибудь? Ну, пусть будет «открытие».
– У вас получается намного лучше, чем у Криштиану Роналдо!
– В смысле? Реклама? Надо будет посмотреть, я такую не видел.
ВЕСЫ, БИЛИЧ
– Ваш одноклубник Патрик Эберт был поражен тем, что в «Спартаке» принято ежедневно вставать на весы. Вас это тоже нервировало?
– Раньше взвешивались ежедневно, и это было нечто новенькое для меня. Что тут сказать: футбол – наша профессия. Об этом нельзя забывать ни днем, ни ночью – и строить нужно свой образ жизни соответствующе: обращать внимание на сон, питание. Если требуется взвешиваться, будем взвешиваться. В чем проблема, это же не часовая процедура. Встал после тренировки на весы – и свободен. Лишний стимул, чтобы не есть всякую дрянь. Хотя лично я никогда и не выходил за рамки игрового веса.
Сейчас взвешиваемся только перед игрой. Что-то типа контроля: а хорошо ли ты питался на этой неделе?
– Регулярно появляются слухи о том, что вы переходите в ту или иную команду турецкого чемпионата. Неспроста?
– Меня часто спрашивают, перейду ли когда-нибудь в чемпионат Турции. А я всего лишь отвечаю: «Почему бы и нет? Все может случиться». И из этого делаются новости, что я куда-то перехожу. При этом я ни разу не заявлял, что хочу во что бы то ни стало уехать в Турцию. Не исключено, что в какой-то момент карьеры все-таки попробую силы на родине. Но сейчас я счастлив в «Спартаке».
– Правда ли, что летом Славен Билич лично звал вас в «Бешикташ»?
– Был разговор. Билич интересовался, как у меня складываются дела в Москве, каким я вижу свое будущее. Я ответил, что у меня долгосрочный контракт со «Спартаком» и я намерен полностью его отработать. Сказал, что, по сути, все еще считаю себя новичком в команде, потому что в прошлом сезоне почти не играл. Получается, что нынешний сезон для меня как дебютный, так о каком переходе может идти речь? На этом наш разговор и закончился.
ДЗЮБА, БУНДЕСТИМ
– Ибрагимович лишь недавно узнал о существовании футболиста Дзюбы, да и то с подачи корреспондента «Советского спорта». Что до перехода в «Спартак» знали о Дзюбе вы?
– Буду откровенен – играя за «Штутгарт», даже не слышал это имя. Можно сказать, что познакомился с Артемом по телевизору, наблюдая, как он забивает за «Ростов» один гол за другим. Выдающийся нападающий! С тех пор как ежедневно вижу его на тренировках, только убедился в этом.
– Дзюба и на тренировках пачками дубли делает?
– Там совсем иначе. Все-таки на тренировках ему приходится играть против меня (улыбается). Главное, чтобы он в чемпионате свои голы штамповал.
– Вам понятно, почему Артема прокатили с чемпионатом мира?
– За нападающего всегда говорят голы. Если не ошибаюсь, в прошлом сезоне Дзюба забил 17 мячей. Тут надо задать вопросы Капелло, чем он руководствовался, не взяв такого парня в команду.
Возможно, Артем не подходил под его игровую систему. Но как по мне: если человек забивает 17 голов и становится лучшим русским бомбардиром – это должно служить входным билетом в сборную. Радостно, что хотя бы сейчас Дзюбу вызывают в команду. Если он будет продолжать играть на том же уровне за «Спартак», я уверен, что закрепится в сборной. Впереди у него много-много голов за «Спартак» и Россию.
– Признайтесь, вам было стыдно за игру сборной России в Бразилии?
– Смотрел все игры вашей сборной, внимательно следил за коллегами Глушаковым и Комбаровым. И не понимаю, почему я или российские болельщики должны чего-то стыдиться. Команда играла не настолько плохо! Это чемпионат мира, всякое может случиться. Если уж хозяева проигрывают со счетом 1:7...
– Это было в полуфинале. А в начале турнира Йоахим Лев, помнится, использовал в линии обороны сразу четверых центральных защитников. Вам как бывшему центрдефу сборной смотреть на это было, наверное, особенно невыносимо?
– В начале прошлого сезона мне поступил сигнал: есть шанс попасть на ЧМ. Тренеры сборной ждали от меня хорошего выступления за клуб. Вместо этого я получил самую тяжелую в карьере травму и дважды ложился на операцию. Шанс уплыл.
– Навсегда? Кураньи, например, уже давно смирился, что Лев его не видит в команде.
– Нет-нет, со сборной ни в коем случае не покончено. Мне всего 27 лет, и я достаточно честолюбивый человек. Цель поставлена четко: вернуться в сборную и сыграть на Евро-2016 и ЧМ-2018.
– Но как обратить на себя внимание тренерского штаба, если «Спартак» даже не играет в еврокубках?
– Конечно, выступай «Спартак» в Лиге чемпионов, у меня было бы больше шансов показать себя. Но почему вы считаете, что в Германии не могут следить за Россией? Я, к примеру, наблюдал за российским чемпионатом, еще когда выступал в бундеслиге.
– Зачем?
– Потому что я фанат футбола и потому что мне было интересно, как «Зенит», «Спартак» или цска выступают во внутреннем первенстве. По Лиге чемпионов они оставляли очень хорошее впечатление.
А как «Зенит» стартовал в нынешней Лиге? Чем не повод поподробнее взглянуть на российский чемпионат? Дай бог обойтись без травм и попасть на следующий сезон в Лигу чемпионов – и тогда, надеюсь, я снова получу свой шанс в сборной.
БОРОДА, САНКЦИИ
– Ваша борода, Сердар…
– Что с ней?
– Брутально выглядит.
– Ну, я не ставил перед собой задачу выглядеть брутальным или пугать своим видом нападающих соперника.
– Тем не менее болельщики уже сравнивают вас с самыми крутыми киногероями: с царем Леонидом из «300 спартанцев»…
– По-моему, это приятное сравнение. Спартанцы, «Спартак» – есть в этом что-то общее.
– …и даже с Чаком Норрисом. Под него косите?
– С Чаком сравнивают? (Смеется.) Ну, это вообще класс, самое смешное сравнение, что приходилось слышать. Моя борода – не следование тренду и не желание быть похожим на Чака Норриса. Просто я был очень долго травмирован. И чтобы восстановиться, очень много и усердно тренировался. У меня просто не было времени на бритье. Устроит вас такое объяснение?
– В Германии активно обсуждают возможность лишить Россию ЧМ-2018. Как вам такая инициатива?
– Политика и спорт не должны пересекаться. Я сам постоянно читаю в Интернете обо всех этих санкциях. Но ни в быту, ни в магазинах это пока никак не ощущается. По крайней мере меню в спартаковской столовой все то же: паста, рис, мясо, рыба...
– Если что, готовы перейти на борщ?
– Вообще супы не очень люблю. Я все еще в поиске своего любимого русского блюда.
http://www.sovsport.ru
|