В интервью пресс-службе красно-белых полузащитник «Спартака» рассказал о своем детстве в Бразилии, вспомнил об атмосфере Олимпийских игр 2012 года и объяснил, почему Зе Луиш похож на Майкла Джексона.
РОМУЛ
— Вы играете под псевдонимом. Ваше полное имя — Борхес Монтейро Ромуло. Мы правильно произносим, как вас зовут?..
— Давайте по порядку. Борхес — это фамилия мамы. Монтейро — папы. (Говорит по-русски.) В Бразилии сначала указывают фамилию матери, а потом — отца. Ну а Ромуло — это имя.
— Получается, вы тезка одного из братьев — основателей Рима?
— Да-да. Были два брата — Рем и Ромул. То, что мое имя связано с одним из основателей Рима, узнал, кстати, не так давно,когда стал разбираться в происхождении. Ромуло — так меня назвала мама. Хорошее имя, очень доволен.
— Обладателю итальянского имени наверняка и отдыхать в Италии должно понравиться?
— Неплохая страна. Но больше всего люблю отдыхать в родной Бразилии. Приезжаю туда при первой же возможности. В городе Пикус, где родился, живет моя семья, а неподалеку — родственники жены. Обожаем проводить время все вместе. Кстати, близким, как и мне, еще очень импонирует ваша страна. У нас здесь уже есть свой круг общения.
— Когда приезжаете из Бразилии в Россию, какие ощущения испытываете?
— Если после летнего отпуска, то возвращаюсь в хорошем настроении. В Москве тепло, красиво. Приятно находиться. Но, конечно, когда приезжаю после зимней паузы, то здесь совсем другая погода — и ее люблю уже гораздо меньше. Нет, морозы — не проблема для меня. Просто такую разницу в температуре воздуха трудно не заметить.
— У вас есть любимые места в Москве?
— Знаете, мало что видел здесь. Естественно, мы с женой и детьми в свободное время предпочитаем выбираться в город. Как говорится, себя показать и людей посмотреть. Но порой, как уже говорил, на улице бывает не просто холодно, а очень холодно. А еще в Москве постоянные пробки, и это больше всего беспокоит.
ЗИДАН
— Ну, в Бразилии, наверное, нет такой проблемы с трафиком. Расскажите о стране, где прошло ваше детство.
— Родился в городке Пикус. Там всего 70 тысяч человек населения. Он хоть и небольшой, но очень уютный. Сколько себя помню, всегда был спокойным и улыбчивым мальчиком. Несмотря ни на какие трудности, находил поводы для позитива и любил гонять мяч.
— Стали заниматься футболом, потому что в Бразилии в него играют все?
— Папа заразил меня любовью к футболу. Пусть отец и не был настоящим профессионалом, но у него хорошо получалось играть на любительском уровне. Я часто ходил на его матчи. А потом мы вместе болели на трибунах и у телевизора за звездных футболистов, каждый за своего.
— Кто был вашим любимым игроком?
— Зинедин Зидан. Пожалуй, он лучший из всех. Игрок невероятного уровня. Очень приятно было за ним наблюдать. У него элегантная манера игры. Фантастическая техника. Всегда буду им восхищаться.
— Зидан однажды сказал: «Не против чаще забивать, но, видимо, обслуживать партнеров — это моя судьба». Какова ваша судьба?
— Всегда играл опорного полузащитника. Да, на моей позиции моменты для взятия ворот возникают не так часто. Но если представляется возможность, стараюсь ее использовать. Кто же не любит забивать!
ОЛИМПИАДА
— Как делали первые шаги в футболе?
— Начал тренироваться в восемь лет в местной команде. Даже сказал бы — «командочке». Уровень совсем несерьезный. Уже позже, когда мне исполнилось четырнадцать, переехал в другой город — Каруару. А оттуда попал в Рио-де-Жанейро и в девятнадцать заиграл в «Васко да Гама». У меня сразу стало хорошо получаться. Начал выступать в чемпионате Бразилии, а вскоре пригласили в национальную сборную.
— Вы стремительно взлетели в карьере.
— Сам удивлялся. Первое время не мог поверить: «Неужели я — в сборной Бразилии?..» Мечта осуществилась! Такие же чувства были на Олимпиаде в Лондоне. Ходил по олимпийской деревне, смотрел на участников и думал: «О, это же Усейн Болт! А это что за великий спортсмен? А это кто?» Непередаваемая атмосфера. Был счастлив.
— Благодаря вашему голу Бразилия вышла в финал Олимпийских игр.
— В том матче с Южной Кореей соперники играли вторым номером, и нам было трудно разорвать их плотную оборону. Но воспользовались моментом и открыли счет. Неймар подхватил мяч на левом фланге, сделал пас в центр на Оскара, а тот перевел на меня. Отправил мяч в ближний угол из пределов штрафной. Кстати, этот гол похож на тот, который забил «Барселоне» в Лиге чемпионов, играя за «Спартак». Тогда передачу мне сделал Макгиди. Но вернусь к матчу Олимпиады. После результативного удара в ворота Южной Кореи наша команда успокоилась и взяла игру в свои руки. В итоге мы победили.
— Эти голы — лучшие в вашей карьере?
— Пожалуй. Еще добавил бы к ним мяч, который забил во время подготовки к Олимпийским играм в матче Аргентины и Бразилии. Вы знаете, насколько велико соперничество между этими странами. И пусть мы в той игре уступили, все же тот гол сильно повлиял на развитие моей карьеры.
— Серебряная медаль Олимпиады для бразильца — это радость или разочарование? Ведь не золотая...
— Пусть эта медаль и серебряная, но рад, что она у меня есть. Да, у нас на родине некоторые болельщики были разочарованы тем, что мы не выиграли золото. Однако я очень доволен тем, что вообще сыграл на этом турнире. Не знаю, удастся ли еще когда-нибудь выступить на Олимпиаде. Думаю, что нет. Конечно, буду стараться сделать все возможное, чтобы попасть в Рио. Но, насколько известно, по регламенту в одной команде может быть в составе только три футболиста старше двадцати трех лет. В Бразилии есть Неймар и еще много других игроков. Они в списке претендентов на поездку в Рио стоят выше, чем я.
— Где храните медаль Лондона-2012?
— Дома, в Бразилии, у мамы. Для нее эта медаль — что-то невероятное. Она мной очень гордится.
ЗНАКОМСТВО
— Футбол — это очень травмоопасный вид спорта. Семья, наверное, переживает?
— Вы себе не представляете, насколько сильно.
— Шрам у вас на ноге… После Олимпиады, уже играя в «Спартаке», вы получили тяжелую травму. Трудно было восстанавливаться?
— Очень. Не хочу возвращаться к этой теме. Полтора года без футбола. Мысли разные в голову приходили. Спасибо супруге, она меня в то время очень поддержала. Просила не опускать рук. Говорила, что обязательно восстановлюсь и все будет хорошо. Так и получилось.
— Вы давно вместе?
— С юности. Мне было около 18 лет, когда познакомились.
— Как это случилось?
— В Каруару, куда приехал, чтобы играть на более высоком уровне. Будущая супруга уже жила там. А познакомились случайно — на улице. Разговорились, и так завязались наши отношения. Через некоторое время мы поженились.
— Супруга любит футбол?
— Да. Ходит на все мои матчи. Для нее это очень важно — поддерживать меня на трибуне. Правда, сильно переживает, если со мной на поле, например, кто-то столкнется. Боится, чтобы не получил травму.
СЕРДЦЕ
— Как вы переживаете неудачи?
— Стараюсь долго на них не зацикливаться. Хотя, признаюсь, равнодушным остаться не могу. Все пропускаю через сердце.
— Насколько чувствительным было поражение от «Зенита»?
— Было трудно. Не вижу смысла сейчас искать оправдания, объяснения, почему уступили. Нужно просто работать и демонстрировать свое мастерство на поле. Но если разбирать, то скажу, что мы начали ту встречу здорово. Первый тайм был практически идеальным. Во втором — потеряли долю концентрации. Соперник же, наоборот, вышел на поле очень злым. И начал нам забивать один за другим. В итоге мы проиграли.
— А что пошло не так в другом матче — с «Кубанью»?
— Досадная неудача. Выглядели в целом неплохо — и опять же пропустили глупые и ненужные мячи. А затем упустили победу. Но повторю: сейчас нужно двигаться вперед.
— Хорошо, тогда как надо сыграть с «Мордовией», чтобы победить?
— Необходимо бороться. Отдать все силы. Не думать о том, что было раньше, сконцентрироваться на результате в этой игре. И взять три очка.
ЗЕ ЛУИШ
— Как отвлекаетесь от футбола?
— Провожу время с семьей. Иногда смотрим кино. Нередко ходим по магазинам, гуляем по городу. Еще есть у меня особенность: часто подмечаю сходство людей.
— Что имеете в виду?
— Например, недавно Зе Луиш подстригся. Мне показалось, что он похож на Майкла Джексона. Залез в Интернет, нашел фото певца и сравнил. Смотрю — точная копия. Выложил их портреты в социальную сеть. Зе, наверное, был не очень рад. Но шутки — это же всегда хорошо? (Улыбается.)
— Раз уж разговор зашел о прическах… Квинси Промес посоветовал вам какую-то парикмахерскую?
— Действительно так. Там, оказалось, хорошо стригут. Мы с Квинси любим менять прически. Это наша страсть. Правда, вот моя семилетняя дочка сказала, что последняя стрижка папы ей не очень понравилась. Предыдущие были лучше.
— Это она вытатуирована у вас на руке?
— Именно. Татуировка с дочерью у меня давно. А вот тату с изображением сына появилось в этом году (показывает руку): сделал, как только ребенок родился. Я, можно сказать, счастливый папа. Это наслаждение — наблюдать за тем, как общаются супруга и дочь. Но всегда мечтал, чтобы жена подарила мне еще сына. Когда подрастет, буду играть с ним в футбол.
http://spartak.com/main/news/87425/
|