Так Андрей Петрович Старостин назвал Олега Романцева, капитана «Спартака» конца 70-х – начала 80-х. Серьёзный и невозмутимый Романцев выводил спартаковцев на поле с капитанской повязкой как раз в те годы, когда формировалась одна из самых ярких команд времён развитого социализма. Точнее, формирование бесковского «Спартака» и одного из сильнейших левых защитников той поры, шло синхронно.
Олег Романцев не был ярким футболистом, как его товарищи по той команде – Георгий Ярцев, Ринат Дасаев, Юрий Гаврилов, Вагиз Хидиятуллин, Фёдор Черенков. И профессия защитника не располагала к яркости, да и сам пятый номер не рвался на первые роли. Зато свою работу Романцев выполнял безупречно. Соваться на левый фланг «красно-белых» было заведомо проигрышным делом – все равно капитан опередит, перехитрит, переиграет. И делал это Олег Иванович чисто, аккуратно, неброско.
Возможно, Романцев был не столь ярок в атаке, как его коллеги с правого фланга – Владимир Букиевский, затем -Владимир Сочнов. Слаломных рейдов не совершал, но при этом был очень полезен в подыгрыше, да и сам мог забить при случае. Причём романцевские голы были хотя и редкими, но очень ценными, а порой и победными.
Насколько Романцев ценен для «Спартака», я понял в его отсутствие. Весной 1981 года спартаковский капитан получил травму и выбыл из строя на несколько месяцев. Вот тут, как говорится, почувствуйте разницу. Молодым Геннадию Морозову и Борису Позднякову не всегда удавалось залатать прореху на левом краю. А если учесть, что «Спартак» перед тем сезоном потерял Вагиза Хидиятуллина и Александра Сорокина, Константину Бескову пришлось заново строить оборону. А тут ещё и потеря капитана. Сколько очков стоила она тогда «Спартаку»! И когда на левом фланге я увидел знакомую фигуру, то вздохнул с облегчением. Теперь будет легче!
А как выручил Олег Иванович в восемьдесят втором, когда Константин Бесков перевёл капитана в интересах команды на новую позицию – последнего центрального защитника. 28-летний Олег Романцев довольно быстро освоился на более чем ответственном посту, а пара центральных защитников Романцев – Владимир Щербак стала одной из самых прочных в лиге. До сих пор не могу отделаться от ощущения, что Константин Иванович поспешил с расформированием этой связки. Равно, как и погорячился с отчислением Романцева летом 1983 года.
Романцев ушёл из «Спартака» внезапно, среди лета. Первый круг чемпионата-83 Олег Иванович отыграл без замен и упрёков, а вот в последней игре с минским «Динамо» совершил пару ошибок. С кем не бывает? «Спартак» выигрывал у действующего на тот момент чемпиона 2:0, а в итоге уступил 2:3. По дороге из Минска в Москву Романцев узнал, что больше он не игрок «Спартака».
Расставание, тем более такое внезапное, всегда оставляет неприятный осадок. Бесков порой был безжалостен к героям «Спартака» – вспомним уходы Хидиятуллина, Гаврилова, Шавло… Да разве только Бесков? Сам Олег Иванович уже в бытность тренером выгонит из команды Илью Цымбаларя, Андрея Тихонова, Евгения Бушманова. Расставание с Тихоновым чем-то напоминало отчисление самого Романцева. Но это футбол, здесь такое бывает.
Впрочем, обратите внимание -- Романцев никогда публично не высказал претензий Бескову, равно как и Константин Иванович всегда уважительно отзывался о капитане его первого чемпионского состава. Да и Андрей Тихонов, и покойный Илья Цымбаларь никогда не жаловались на Олега Ивановича. Великим людям свойственно быть великодушными.
Романцеву на момент ухода из «Спартака» было 29 лет. Половина клубов высшей лиги взяла бы его, не раздумывая. Однако нигде, кроме клуба, ставшего родным, он играть не хотел. Предпочёл завершить карьеру и стать тренером. Он им и стал. Большим тренером. Тем более, что большое видится на расстоянии.
Источник:http://footballreview.ru/authors/oleg-lytkin/228184/
|