Портрет швейцарского специалиста Мурата Якина, который находится в шаге от тренерской скамейки московского «Спартака».
«Эмери был слишком мягким», «Наверное, российским игрокам не обойтись без тренера с палкой», — говорили и говорят футболисты московского «Спартака». Приехавшего в Россию уверенным либералом в отношениях с игроками испанского специалиста в «Спартаке» достаточно быстро не стало. Вернулся Карпин, но и он, дав своим парням самый длинный зимний отпуск среди всех российских команд, в итоге за свойское отношение к игрокам поплатился. Теперь же московский «Спартак» может возглавить Мурат Якин. Тут-то и появится возможность посмотреть, действительно ли игрокам в России нужен тренер с палкой.
Сейчас довольно забавно вспоминать, но президент «Базеля» Бернхард Хойслер подвергался жуткой критике за назначение Якина. Бывший игрок «Базеля» пришёл в клуб на смену Хайко Фогелю, которого обожали болельщики, а игроки команды позволяли себе общаться с ним как со старшим товарищем. «Базель» при Фогеле играл в весьма безбашенный и нестабильный футбол, но сущность немецко-швейцарского болельщика такова, что скучной победе со счётом 1:0 они в большинстве своём предпочитают поражение 4:5. Якин с ходу начал перекраивать тактику «Базеля», сделал команду чрезвычайно дисциплинированной, и случалось так, что после тех самых 1:0 отдельные зрители на «Санкт-Якоб Парк» провожали команду не самым одобрительным гулом.
Два чемпионства «Базеля» кряду и сверхудачное выступление клуба в Лиге Европы не сделали Якина в клубе неприкасаемым. Хойслер, взявший бразды правления клубом пять лет назад, не раз подчёркивал: важнее клуба не может быть ни имя футболиста, ни имя тренера, ни имя президента. Своей логике глава швейцарской команды следовал и в ситуации с Якином. Зимой нынешнего года стороны договорились о продлении соглашения до лета 2015 года с возможным продлением ещё на один сезон, причём пересматривалась и структура договора — от Якина не требовали определённых успехов на домашней арене. Однако за день до домашнего матча последнего тура суперлиги, в котором «Базель» должен был отпраздновать очередное чемпионство, клуб на официальном сайте объявил о том, что главный тренер команду покидает. И никто этому, в принципе, не удивился.
Жесточайшим тираном потенциального наставника «Спартака» назвать нельзя (разве можно так говорить о человеке, у которого есть свой футбольный фонд, помогающий неблагополучным детям?), но специалист он абсолютно
авторитарный. За два года в «Базеле» Якин ссорился, кажется, со всеми футболистами, причём специалиста совершенно не интересовало, как зовут игрока и чего он добился в клубе. Штреллер открыто конфликтовал с Якином после замены в матче со «Стяуа», братьев Дегенов он тихонько выпнул из состава, несмотря на их крайнее недовольство. Диас и Дельгадо — ребята с южноамериканской кровью — после кошмарных 0:5 в Валенсии и вылета из Лиги Европы провели гостевой матч со «Сьоном» на скамейке запасных, и своё решение Якин объяснил тем, что дал им «посмотреть на красивые горы». Таким Якин был всегда, он никогда не изменял своим принципам: у футболиста есть качества, а имя имеет второстепенное значение. Что говорить, если будучи наставником «Люцерна», он принял решение снять из состава и расстаться с родным братом Хаканом, который вынужден был заканчивать игровую карьеру в «Беллинцоне»?!
При этом у Якина есть отличная черта: он умеет правильно настраивать футболистов, даже когда те с ним в ссоре. Сами же ссоры долгое время обычно не длятся — тот же Штреллер уже весной говорил, что очень хочет, чтобы тренер остался в своей должности, и обнимался с Якином после голов. Просроченную обиду на теперь уже бывшего наставника «Базеля» сохранил, похоже, лишь Алекс Фрай. В конце прошлого сезона у Фрая заканчивался контракт, он был не против поиграть за «Базель» ещё год, но Якин продлевать договор не захотел. Фрай в итоге повесил бутсы на гвоздь и начал карьеру менеджера.
Однако весной нынешнего года что-то произошло. Обычно спокойный, с холодной полуулыбкой на губах Якин стал чаще закипать, срываться на крик. Поворотным моментом стал, похоже, тот самый матч с «Валенсией» в гостях, когда «Базель» поплыл. Команда, привыкшая при Якине играть на три фронта при перманентно огромном количестве травм, стала вдруг спотыкаться — до того, что издание Blick изобразило двух претендентов на победу в чемпионате Швейцарии — «Базель» и «Грассхоппер» — в виде двух улиток, ползущих к финишу с потерями очков. Менеджер «Базеля» Георг Хайц после инцидента с Диасом и Дельгадо заявил, что этот случай скажется на подведении клубом итогов сезона, и хоть президент Хойслер и отнекивался, говоря, что у клуба и тренера общая цель, об уходе Якина речи не идёт, разрыв контракта становился всё более реальным. Они просто устали друг от друга.
Всё в жизни тренера Мурата Якина посвящено результату. Его устроит 0:3, если это даст команде проход дальше. Ещё будучи тренером «Туна», Якин строго обозначил своё кредо, которому следует до сих пор: «Я не знаю, что такое хороший тренер, а что такое плохой тренер. Я знаю, что есть тренеры, которые добиваются успехов, и те, кто успехов не добивается». Его карьера идёт строго по возрастающей — в отличие от многих российских специалистов, Якин, будучи известнейшим в стране футболистом, не побрезговал начать карьеру тренера с низов, придя в итоге к лучшему клубу Швейцарии и сделав его серьёзной силой в Европе.
На пути к результату потенциального наставника «Спартака» не интересует ничто, кроме 90 минут на поле. Когда весной фанаты «Базеля» устроили массовое пирошоу в Зальцбурге и едва не сорвали игру, остановив её на несколько минут, австрийские журналисты возмущались: Якин и слова бы не сказал о скандальном инциденте, если б ему не задали прямой вопрос! Когда же вопрос последовал, Якин с вечной полуулыбкой сказал: «Хорошо, что это стало дополнительной мотивацией для нас. Это не было необходимо, но наши болельщики всегда отличаются горячей поддержкой». Дежурные слова. Не удивлюсь, если Якин и вовсе не заметил, что игра прерывалась на 12 минут — его интересовало лишь то, что «Базель» в меньшинстве и играет удручающе.
«Футбол — не искусство, это точно», — ещё один известный постулат Мурата Якина. На будущего тренера в ходе футбольной карьеры повлияла работа другого успешнейшего тренера «Базеля», Кристиана Гросса — того самого, что обыгрывал «Спартак» в 2002 году. Гросс — один из лучших тренеров-тактиков в истории швейцарского футбола, и тактика — то, на что опирается и Якин.
Основа Якина — хорошая коллективная игра у своих ворот. «Базель» слишком часто в последнее время становился и будет продолжать становиться донором футболистов, которые своим индивидуальным мастерством могут решить исход матча (Шакири, Джака, Салах, Штокер…), поэтому Якин справедливо рассудил, что для того, чтобы не зависеть от персоналий, команде необходимо выстроить командную оборону. Именно поэтому зимой Марек Сухи попал в центр защиты команды как влитой — «Базель» не зависел от смены одной фамилии, а позже чех адаптировался к швейцарскому клубу так хорошо, что Якин называл его «шефом» обороны. У чужих ворот тренер предпочитает иметь сверхбыстрых фланговых игроков, способных сместиться в центр и ударить, а вот роли обычно единственного чистого форварда большого значения Якин не придаёт — в «Базеле» им мог быть и высоченный Штреллер, и агрессивный и ловкий Сио. При этом швейцарец не боится экспериментировать: на старте завершившегося сезона «Базель» играл ни шатко ни валко, и Якин перепробовал всё — 4−4-2, 4−3-3, 4−2-3−1… В итоге выбор пал на 4−1-4−1, которую можно назвать основной схемой в арсенале Якина.
Умение брать ответственность Якин однажды назвал своим лучшим качеством, отметив, что слишком рано в своей жизни научился это делать. В «Спартаке» специалиста ждёт пять страниц жирных вопросов, которые будут требовать нестандартных ответов. Всё, что требуется от руководства московского клуба (вы, конечно, будете смеяться), — дать ему поработать. Нет, серьёзно, Мурат Якин терпеть не может, когда в его работу вмешиваются. В 33 года, после опыта в «Конкордии», он устроился ассистентом наставника «Грассхоппера», но долго подносчиком мыслей не выдержал — ему позарез требуется самостоятельная работа, где он сам будет себе указом. Ответственность же брать на себя он умеет.
«Спартак» имеет возможность получить тренера из 70−80-х годов, но с современным видением футбола. Якин почти не отрицает, что является специалистом старой формации. Он, кстати, солидарен с игроками «Спартака» в вопросе дистанции между тренером и футболистами: «Из моего игроцкого прошлого я понимаю, что, будучи футболистом, вы чувствуете себя комфортнее, если тренер отдалён от вас. Я хочу, чтобы меня уважали, это даёт мне пространство для манёвра». Хотя бы в этом он не похож на последнего иностранца во главе «Спартака». Будут ли довольны игроки красно-белых антиЭмери?
Антон Михашенок
|