Sportbox.ru продолжает серию публикаций, посвященных детско-юношеским школам и академиям по подготовке молодых игроков для профессиональных клубов.
На этот раз в фокусе внимания футбольная академия «Спартака».
История
Истоки красно-белой кузницы уходят в далекие 30-е годы прошлого века. Именно тогда стал зарождаться юношеский футбол в СССР. Молодые игроки начали разыгрывать первенство Москвы, а в 1937-м состоялся первый союзный турнир среди юношей — Кубок СССР. Только вдумайтесь: в турнире приняли участие 4 тысячи команд, а триумфатором стал… «Спартак», уже тогда тщательно подходивший к отбору талантов.
Более четкие контуры спартаковская школа получила уже после войны — в 1958-м, вместе с появлением ДЮСШ. Юные дарования регулярно выигрывали как региональные, так и всесоюзные соревнования.
В девяностые, после ликвидации спортивных обществ, вся система детско-юношескогофутбола-де-факто оказалась разрушенной. Не окажись спартаковская ДЮСШ под патронажем профсоюзов — манеж клуба в Сокольниках постигла бы та же участь, что и динамовский с армейским, которые превратились в торговые площади, рынки. В 1992 году школа вошла в структуру клуба, а пять лет назад получила статус академии.
Инфраструктура
В России статус академии имеют очень немногие спортшколы, причем ни в одном регламенте не объясняется, почему именно их возвели в этот ранг. В отличие, допустим, от Германии, где существует жесткая система правил, созданная после провального Евро-2000. Каждый (!) немецкий профессиональный клуб теперь обязан иметь собственную академию.
Германский вариант ДЮСШ — это наличие собственной футбольной философии, синтетического и натурального полей, тренажерного зала, медцентра и руководителя с обязательным дипломом специалиста категории PRO, а также лицензированных тренеров, физиотерапевта и психолога в штате. Каждые три года за качеством и соблюдением требований следит ревизор от Немецкого футбольного союза и присваивает академии определенное количество звезд (максимум 4).
У «Спартака» есть все и даже немного больше, чтобы пройти подобную проверку, а именно: 6 футбольных полей, вратарский и игровой уголки для смежных упражнений, манеж, тренажерный зал, медицинский центр, баня, интернат и даже столовая с услугами диетолога…
Тренерский состав
Административный аппарат спартаковской академии впечатляет. Кроме 13 наставников, занимающихся с командами по возрастам, в распоряжении футболистов находятся три тренера вратарей, специалист по физической подготовке с помощником и не самые привычные для российских реалий тренер по фитнесу и штатный психолог — Вадим Визе, находящийся в постоянном контакте с игроками не только вне, но и внутри игрового и тренировочного процесса.
— Я присутствую на всех играх команд академии, веду протокол психологического среза матча, — объясняет Визе. — Если тренер отслеживает технико-тактические действия игроков, тренер по физической подготовке — их функциональное состояние, то тренер-психолог — эмоциональное состояние футболистов во время игры. В итоге мы получаем полную картину матча.
Координацией процесса и обеспечением воспитанников занимаются два воспитателя, четыре куратора и два администратора. Над всеми вышеназванными сотрудниками стоят директор Валентин Климко и президент Сергей Родионов, регулярно совершающие командировки в лучшие академии мира для обмена опытом.
Воспитанники
Сомневаюсь, что для кого-то станет разрывом шаблона информационная справка об огромном количестве воспитанников красно-белой школы — более 600 игроков! В их число входят великие спартаковцы Нетто, Черенков, Титов, выступающие ныне в футболке красно-белыхПаршивлюк, Дзюба, Яковлев, а также братья Комбаровы, начинавшие свой путь именно в спортшколе «Спартака», и Денис Давыдов, завершивший футбольное образование в академии имени Черенкова.
Нельзя не вспомнить и других именитых выпускников, защищающих цвета других команд. В их число входят Погребняк, Тарасов, Шишкин, Семенов, Самедов, Торбинский, Соломатин — всех не перечесть.
Воспоминания выпускника
Егор Титов, бывший полузащитник «Спартака» и сборной России:
— Я пришел в спартаковскую школу семилетним мальчишкой и опоздал на набор. Мне крупно повезло, что там занимался мой двоюродный брат и фактически благодаря ему попал в структуру клуба. Первое время оказался в команде ребят 1975 года рождения, которые были на год старше. Мне сказали, что я еще маленький, и перенаправили к Анатолию Федосеевичу Королеву. Он без отбора меня взял. Слава богу, что у меня сразу все стало получаться. Впечатляло, как все организовано, а главное — тепло в манеже и есть мяч. До этого играл на улице около дома и приходилось собирать ребят, то есть ходить по подъездам и предлагать поиграть в футбол. Самое первое запоминающиеся событие — когда нам дали форму. Мы на нее, можно сказать, молились, ведь тогда это был настоящий раритет, дефицит. После каждой игры мама стирала ее вручную. Это сейчас дети одеты с иголочки… А тогда не было искусственных полей, наше было натуральное, горбатое, с кочками, хотя мы были рады даже этому.Сейчас условия у ребят шикарные, за что нужно сказать огромное спасибо Леониду Федуну. Я о таких мог только мечтать. Есть академия, есть интернат, куда лучшие детишки со всей России могут приехать, и все оплачивается! Лучшего и не пожелаешь. У меня сомнений нет: у «Спартака» лучшая академия в нашей стране.
|